0
1067
Газета Культура Интернет-версия

19.12.2001 00:00:00

Смерть в виньеточках

Тэги: кисин, бзк, декабрьские, вечера


Музыкальная среда утонула в событийности. В БЗК и на "Декабрьских вечерах" играл бывший московский вундеркинд Евгений Кисин. Незадолго до того Российский национальный оркестр вернул Москве Евгения Светланова, служившего когда-то действующим олицетворением большого стиля. Чуть позже РНО возвращал нам и себе дирижера Михаила Плетнева.

В других жанрах события имели схожий вид - пронзительно-печальный и с оттенком сенсационности. Томный Тирсен, автор музыки к фильму "Амели", собрал целый Театр Моссовета. Пьер Бастьен в значительно более камерном формате огорошил куда большим художественным изяществом и строго выдержанной безысходностью.

На музыкальной сцене фигурируют цистерны невозможного гурманства и фантасмагорического мрака. И в злобном замечании коэновской Дорис Крэйн из фильма, сопровожденного потусторонним светом медленных частей бетховенских сонат, слышится особенная правота: "Жизнь прекрасна. Прямо как таз с вишнями".

В культуре проступают фрагментарные, но явные черты декадентства. Не обязательно нервического, но упадничества. Не обязательно манерного, но сильного скепсиса. Красивого искусства об абсолютной и смертельной всепроникающей безнадежности. Черты представшего во всей своей сурово-сочной полноте вишневого таза.

Пустоты

Тирсен с музыкантами старательно изображает милое, евро-кухонное, студенчески-кампусное, намеренно антипрофессиональное бормотание как бы с ироническими подтекстами, что твой Гейнзбур. Со сцены, впрочем, разливается чудовищная спесь и нечто нечленораздельно неопределенное: персонаж Тирсена - не гуд гай и не бэд гай. Скорее вялый гай. Пушистый гений среди среднеевропейского девичества с культурной антропологией и пальто, купленным на блошином рынке. В неэнергичных идеях этой трогательной и не лишенной некоторого протеста публики Тирсен вяло болтается как кичливый тефтель в бульоне.

Другое декадентство предъявляет и пустоту совсем другого рода: одновременно клаустрофобично замкнутую и бездонную. Это пустота умершей идеи. Такая слышится в Шопене, Шумане и Брамсе, сыгранных Кисиным. Его фортепианная игра состоит из обескураживающего отсутствия открытого дыхания, из психического напряжения, похожего на спазм, из идеальных линий академично-романтической фразировки, космически виртуозных технологий и моря мрака. Сверхжесткое форте и немыслимые темпы, сухость и хрестоматийность форм и фраз не столько волнуют, сколько аккуратно складывают Шопена вчетверо. На выходе имеем странный (беспредельно точный и отчужденный от оригинала) слепок идеи виртуозного романтического исполнительства. Слепок, мрачно зависающий в пространстве собственного одиночества. В программе "Декабрьских вечеров" декаданс по имени не называется, но тематически разлит по всем углам. Шопеновский клавирабенд Кисина грозил быть в общей программе вставным номером, а оказался едва ли не самым адекватным.

Игрушки

Не гримаса, но причуда декаданса - сделанная из тихих, прихотливых музыкальных механизмов и дополненная нежным сопением трубы с а ля гейнзбуровскими и околоджазовыми рисуночками, игра в музыку Пьера Бастьена. В его звуковых игрушках (минималистских миниатюрах, настоянных на предварительно замороженном меланхолическом французском шансоне) спрятан умный и славный фокус. Механика и техника, которые последние лет сто так много измывались над акустической "живой" традицией, у Бастьена целиком служат последней. Налицо ловкий, легкий, как пальцами щелкнуть, трепетный обман хода истории. Он здесь упрятан во вращающиеся валики и жалобно стрекочет. Механизмы пощелкивают и гудят с почти что человеческой органикой. Но логика фокуса такова, что эта самая человечность в свой черед оказывается обескураживающе невозможной.

В близкой логике выдержана внешне не похожая на декадентство интерпретация Пятой симфонии Чайковского. Плетнев - мастер не светлановского толка, но влюбленный в образы внутренне целостного и искреннего в своих высказываниях большого стиля. Наивные, волнующие миры Чайковского Плетневым разыграны искусственно и сверх меры искусно. Звуковые образы сработаны ювелирно и любовно, словно фарфоровые куклы. И роскошная драматургия Чайковского здесь так привлекательна потому, что похожа на драму, разыгранную фарфоровыми героями.

РНО тщательно выполнил блистательное и сложное задание дирижера. Свечение струнных и виртуозность меди и дерева сложились в превосходный баланс. Эффект упруго сделанной интерпретации, ни на секунду не позволявшей звукам растекаться, был в высшей степени неординарный и совершенно сомовский - как элегантный ход фигур, экспрессивных и прозрачных, с совершенно прозрачными глазами.

Не в пример плетневской элегантной роскоши, в складках которой может примерещиться известная барышня с косой, трактовка Третьей симфонии Брамса, предъявленная Светлановым все с тем же РНО, была устроена не столь технично. Но стала могучим и неземной красоты апофеозом потусторонней безысходности. Симфония и без того не самого светлого автора была сделана Светлановым в заметно замедленных темпах, с фантастически пронзительным, хрустальным пианиссимо. Поставлена, как на котурны, на стройные, великолепно сыгранные реплики меди и выпестованные линии деревянных духовых. И прозвучала тихим, важным, сокровенным каким-то высказыванием.

В целом кажется, что уши декаданса лезут из всех событийно напряженных щелей. На одном краю этого мерцающего поля декадентства, хорошо заметного сквозь липкий блистающий массовый мир, пляшет претенциозность Тирсена с дюжиной приятелей - словно выводком амелей (глазки-бусинки, носик пуговкой, чужая душа - коробка). На другом - миниатюрная игра в очарование-разочарование механического шансонье Пьера Бастьена. Она изощренна и тиха до непрезентабельности. С третьего края проступают тургеневские очертания величественного светлановского Брамса, против ожидания не делающие такого Брамса "русским". А Светланова - опять же против ожидания - делающие нежданным декадентом. С противоположного угла виден упругий европеец "П.И. Чайковский" от Плетнева, который знает толк в декадентстве, но по-знаточески виртуозно все это скрывает. На почетном месте - поражающая воображение маска уходящего фортепианного стиля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
316
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
228
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
338
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
382

Другие новости