0
1690
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2001 00:00:00

Ханука и героика

Тэги: оркестр, оратория, гендель


Импозантная трехчасовая партитура Георга Фридриха Генделя, перешедшего в 1726 году в английское подданство, - роскошный след известного сюжета, где в главной роли была Мария Стюарт. Во время большой войны с католиками-шотландцами известный лондонский автор Гендель призвал в союзники ветхозаветных иудеев и выступил с героической ораторией. Старая история о фантастически успешном сопротивлении и чуде - ханукальных огнях, горевших все восемь дней вместо ожидавшегося одного, - проиллюстрирована тягучей, вязкой, непредсказуемо идущей и ослепительно театральной барочной формой.

"Иуда Маккавей" медленно и пышно сияет где-то между населенным иллюзиями театром, молитвенным ритуалом, парадным шествием и влюбленной в сильную сюжетику историей.

В Концертном зале Чайковского, в присутствии главного раввина Москвы Адольфа Шаевича, бывшего посла России в Израиле Александра Бовина и с беспрецедентными мерами безопасности (даже курить в антракте предлагалось, не выходя за пределы прилегающих фойе) ораторией "Иуда Маккавей" праздновали Хануку. Светский ритуал, выполненный силами оркестра Александра Рудина Musica Viva, Саратовского губернского театра хоровой музыки и солистов во главе с Хиблой Герзмавой, был и содержательным, и музыкально элегантным.

Что касается содержания, оно без слов понятно, к тому же подано лаконично и с тактом ("Желаю всем, чтоб сила духа никогда не иссякла", - говорил по-шагаловски выглядящий Шаевич). Что до второго, то мерное звучание "Иуды Маккавея", в пандан к живописно выделанному жанру, было героическим и по смыслу, и на вид.

Рудину при всей его нелюбви к внешне экспрессивным жестам и движениям вообще иногда свойственна героика - своего рода непозерская героика упрямого, отмеченного художественным вкусом, интеллектуально сдержанного культуртрегерства. В его оркестровых сезонах нетривиальные репертуарные раритеты выскакивают неудержимо, как шарики для пинг-понга изо рта фокусника. Не всегда божественно сыгранные, они тем не менее с каким-то необычайным упрямством идут своим чередом.

Кажется, берясь за партитуру - столь громадную, стилистически изощренную, трудную, требующую музыкантской просвещенности и виртуозности от оркестра, хоров и солистов, Рудин словно смиренно зажигает тот самый - первый - ханукальный огонек и знает: на то, чтоб он горел столько, сколько нужно, масла в нем все равно не хватит. Больше того - он, видимо, прекрасно представляет себе степень вероятности чудесного спасения.

"Иуда Маккавей" (впервые исполнен в Москве в оригинальном звучании, то есть на английском языке) был сыгран одним из самых активных русских камерных оркестров - не блиставшим качеством звучания и фразировки, хотя и не лишенным всяческого старания. Саратовским хором, не искушенным в барочной генделевской стилистике, который тоже крайне тщательно все выучил. Еще - слишком пестрым составом солистов. И дирижером, кажется, трезво рассудившим, что в данном случае гораздо эффективнее предпочесть точную разметку общего ракурса, нежели взыскивать деталей.

Так и вышло, что неповторимо строгий и шикарный, обаятельный и артистичный генделевский стиль заходил сюда как-то боком и не предупреждая об уходе - то на две трети увертюры, то на несколько минут центральных хоров. Неопределенно выспреннее пение Алексея Мочалова перемежалось традиционно удобным, культурным вокалом Марата Галиахметова и детским и трогательным - Анастасии Талдыкиной. А красивое, густое, слишком тяжелое для изощренного барокко меццо Ирины Ромишевской контрастировало с виртуозным, но мало знающим про тот же самый стиль сопрано Хиблы Герзмавы. Она выглядела на голову выше других, но Гендель, спетый по-россиниевски, даже в ансамбле с взявшим в руки виолончель Рудиным - это все же чудно как-то.

И тем не менее исполнители справились с масштабами сиятельной партитуры - не прибегая к помощи забористых фортиссимо, театрализованных эффектов и крупных купюр. (Совсем недавно от другой генделевской оратории остались только чтец и светский гром события.)

Здесь масла хватило почти ровно настолько, насколько предполагалось. "Маккавей" был медленно и с вниманием изложен. Выложен, как подручными камешками, трепетная дачная дорожка. Выпестован, как приношение. Большое, но скромное (не калач).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
325
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
233
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
344
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
389

Другие новости