0
1158
Газета Культура Интернет-версия

31.01.2002 00:00:00

Реформа танца

Тэги: мартынов, танец, фестиваль


Об авторском фестивале Мартынова еще несколько лет назад и помыслить было трудно. Уже много лет он последовательно и упрямо не то чтобы даже оспаривает (или развенчивает) культурный миф о всемогуществе автора и статусе искусства, но красиво, неловко, упрямо или ненавязчиво строит антистратегию. Утверждает, что настала (и давно) смерть музыки и смерть композитора, но сочиняет и сочиняет. Вместо фигуры автора он предлагает фигуру бриколлера (от леви-строссовского термина "бриколлаж"). Бриколлер - он вышивает по канону. Как житель архаических культур или распевщик богослужебного пения. Нанизывает формулы на модель, ставит крестики на структурной матрице.

Мартыновская концепция, внешне узнаваемая, но крайне индивидуальная, поскольку реализуется в не бартовских контекстах древнего и нового искусства, - прогремела в середине девяностых. Кому-то она теперь уже представляется старинной, но в данном случае без упоминания о ней не обойтись. Все-таки авторский фестиваль. Пусть он даже называется "фестиваль работ".

Кроме того, парадоксальная концепция опять не выглядит усталой. Поразительно, насколько способна обескураживать и завораживать одна и та же мысль в непредсказуемых ракурсах мартыновской оптики.

Публика привыкла наблюдать Мартынова стоящим в стороне от истеблишмента и магистральных линий нового искусства. Теперь видно, что он как-то сформировал вокруг себя собственное пространство, превосходно комуницирующее с соседними. Причем самыми разными - эзотерическими, замкнутыми, эпатажными, публичными, амбициозными, интимными и проч. Многие его проекты внешне камерны, а внутренне глобальны и подобны космогоническим происшествиям в сознании. В то же время многие его проекты оказываются лучшим украшением совсем не камерных затей - таких, как немецкий фестиваль "Сакро-арт" (опера "Гвидо Д"Ареццо") или местные "Страсти по Матфею-2000". Иные его акустические "процессы" строго и интимно музыкальны. Другие сложены как содержание и форма (одновременно) не музыкальных, но, к примеру, театральных предприятий (спектакли "Плач Пророка Иеремии", "Моцарт и Сальери", неоконченная "Илиада" театра Анатолия Васильева "Школа драматического искусства").

Внешне фестиваль под заголовком "Танцы Кали-Юги" демонстрирует (симулирует) горизонтальную линию творчества композитора со всеми ее атрибутами - периодами, вехами, пристрастиями, отрицаниями, верстами полосатыми и тому подобными вещами. Вот изысканно доминималистская "Соната" для скрипки и фортепиано 1973 года. За подобные ей вещи Эдисон Денисов напророчил Мартынову славу лидера в своем поколении. А вот и скрипичная "Партита" (1976), из-за которой тот же мэтр в Мартынове, ну, мягко говоря, разочаровался. Вот, пожалуйста, блистательные иллюстрации к не бархатной даже - плюшевой (назовем ее так из-за феерического мерцания детских, игрушечных ракурсов материала и интонирования) - революции, совершенной несколькими русскими авторами против догматов статусного - взрослого - авангарда. Революции настолько же громадной, насколько тихой. Далее концептуальный минимализм по пунктам: рок-влияния ("Иерархия разумных ценностей" для ансамбля ударных Марка Пекарского). Неоканоническая концепция в картинках прошлых стилей ("Passionlieder" в исполнении ансамбля "Opus Posth" Татьяны Гринденко и сопрано Галины Мурадовой). Следом - появление зыбучей архаики и мрачного обериутства. Потом - одержимая сперва формулами и паттернами бывшей музыки и, наконец, только точками и черточками звука и культурной геометрии - медитативность неистового бриколлажа.

На самом деле здесь ясно видно - Мартынов ходит кругами, его линии - завихрения. Он словно настырно топчется вокруг одного и того же. Процесс непредсказуем оттого, что то ли оно само всякий раз разное, то ли Мартынов разный, то ли восприятие и ситуация восприятия кардинально переменчивы. Свойственный Мартынову тип авторского движения - не развитие, но реформа. Бесконечная, упрямая реформа собственной речи. В формате фестиваля становится заметно, что фортепианные "Бриколлаж", "Народный танец" и "Танцы Кали-Юги" при всей разности - версии одного высказывания. Равно как "Партита" и "Коан". Так он, пританцовывая, топчется, а со стороны может показаться, что просто гуляет.

Подобным образом гуляли Мартынов с рижским композитором Георгом Пелецисом. Семидесятые на Чистых прудах, оторопь русского концептуального минимализма: "И длится, и длится, и длится". Из этой прогулки родилась "Переписка" двух реформаторов, кусок которой представлен на фестивале и в которой есть то, о чем так и не узнал ни один Найман этого постмодернизма. Больше, чем ортодоксального музыкального минимализма здесь, - Кабакова с Пивоваровым. Кто помнит - эти тоже гуляли, тоже были смешно похожи на двух студентов Каспара Давида Фридриха, и в результате тоже появился цикл. Не "Мартынов-Пелецис", а "Кабаков и Пивоваров".

"В сторону Людвига: Танцы Кали-Юги" в чутком ко всему нетривиальному "Доме" - первый опыт композитора в жанре авторского фестиваля. Как и все мартыновские сочинения, он устроен многоэтажно. На первом этаже - музыка, вся выдержанная в ритмических фигурах танца, даже если это не заметно на первый взгляд. На втором - выставка. Именно ради нее да еще презентации музыки "Илиады" ("Тризна по Патроклу") все первоначально и затевалось. "Тризна" - логическое продолжение знаменитой "Ночи в Галиции". И как обычно бывает с мартыновскими продолжениями, она сильно жестче. Шаманство, древние лады, стрекочущие звуки острова Бали - и все. И звонкий гром пустоты. И не в чем утонуть желающему культурного тепла восприятию.

Авторская инсталляция собрана из фотографий берега и моря с написанными на них столбцами слов и фраз, трансформирующихся в геометрическую пульсацию точек, шрифтов, языков. Еще - из фрагментов трех кино ("Смерть в Венеции", "Триумф воли", "Людвиг"). Еще - из следов, хвостов и теней великой западноевропейской музыки (Вагнер, Малер). Тень самолета Лени Рифеншталь движется в одном пространстве с очертаниями уходящего от Висконти молодого человека. С вами прощаются духи великой западноевропейской культуры, если она вообще была, а не была призраком. Все это может быть вашим опытом, а может быть просто личным делом Мартынова (звуки его фортепиано в наушниках, подсвеченная бутыль с водой и с разными нюансами возможной интерпретации вроде: "эй, старушка, где же кружка").

Речь в названии фестиваля идет про строго упорядоченные движения во время Кали-Юги. Кали-Юга, в свою очередь, - это последняя эпоха, когда согласно индийской мифологии ветшает пространственно-временной каркас, сахар становится все менее сладким, соль - все менее соленой, да и люди - все менее человеческие. По версии Мартынова, здесь есть разные возможности - танцевать, ловить матрицу за хвост самолетной тени, упрямо настаивать на своем или, играя, делать так, чтоб восприятие соскакивало с избитого маршрута, обнаруживало себя в пространстве привязанностей, вытеснений и подмен. Чтобы память могла как-то реставрировать и располагать в этом пространстве все, чем человек был когда-то и чем является и не является теперь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
308
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
224
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
331
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
372

Другие новости