0
1004
Газета Культура Интернет-версия

12.02.2002 00:00:00

Рыба, Малер и езда

Тэги: оркестр, чайковский, молер


Большой симфонический оркестр им. Чайковского с главным дирижером Владимиром Федосеевым снова размашисто шагнул по малеровскому пути. В общедоступном симфоническом абонементе была предложена самая ницшеанская - Вторая - симфония Малера: полуторачасовая громада с фантастически масштабным составом оркестра и пятью частями, из которых как минимум три тянут на самостоятельные симфонические вещи (по меркам как домалеровской так и постмалеровской музыки). При том, что оркестр упрямо претендует на статус лучшего русского оркестра и за последние сезоны в этом преуспел, афиши обещали качественную версию путешествий по симфоническим территориям венского модерна, но не только. Еще - орнаментировать событие изящной деталью: чешским меццо-сопрано Дагмар Пецковой в качестве солистки всего на несколько малеровских минут, для украшения не крупного, хотя и весомого куска музыки.

Приятно наблюдать, как Малер начинает продаваться не только сам по себе, но с бонусами. Чешское меццо выступает здесь именно в таком качестве.

В Москве Малер позитивно множится, обряжает репертуарный скелет местного сезона в свои иронически-напыщенные руинизированые одежды и наконец-то превращается из редкостных хоругвей симфонического сезона в строй его репертуарных столбов. Или же (согласно характеру интерпретации) - группу репертуарных кариатид. При виде малеровских симфоний в здешнем симфоническом обиходе уже не возникает искушения трактовать их как приворотное зелье для вялой публики или стремную медузью голову. (Речь не о качестве исполнения, но только про функцию). Малеровский симфонизм входит в привычку и делает аншлаги.

В свое время беспрецедентный успех малеровских партитур решительно во всех сегментах мирового музыкального рынка (в концертных программах, в продукции звукозаписывающих компаний и проч.) заставил западных исследователей внимательно присмотреться к физиономии музыкально-классической индустрии и некоторым ее гримасам изумиться.

Так в 1989 году немецкий издатель Бернард Хайтинг заявил, что срочно необходимо строгое временное воздержание от исполнения малеровских сочинений. Поскольку сил уже больше никаких нет, индустрия - в состоянии перманентного бума. И регенерация слуховых способностей культуры и малеровских содержаний в ней - в таких условиях решительно невозможна.

В Москве проблема так не стоит, несмотря пока на то, что самые важные оркестры упорно атакуют сезоны Малером. Из недавнего - Первая симфония в исполнении Израильского филармонического с Зубином Метой: мятно-перечная по колориту, в национально-ориентированной редакции и украшенная гигантским, гомерическим фрейлехсом, сооруженным по оси предъявленной формы.

Из давнего - Малер бывшего Светлановского оркестра. Сделанный тогда, когда оркестр еще находился в руках своего самого главного дирижера. Те интерпретации были прозваны "русифицированными" или "русофильскими" и так, позвякивая бубенчиками эпитетов, въехали в новейшую историю. В уместности этих определений можно было усомниться, например, послушав в светлановском исполнении хотя бы Брамса - с Плетневским оркестром с месяц тому назад. Брамс - не Малер, но и русофильство - не конек нынешнего Светланова. В конце месяца тот же тест при желании можно будет произвести на светлановском Вагнере.

Во Второй симфонии Малера, исполненной оркестром Федосеева, больше всего удивила произведенная здесь чудесная трансформация ее ницшеанства в статуарное собрание стилевых следов известной русской музыки - от Чайковского и Рахманинова до Прокофьева (по большей части определенного - "александро-невского" образца) и Шостаковича.

В сперва бегущих, потом с каждой минутой все более и более осанистых темпах перед публикой появлялись первая часть ("Тризна") а ля Шостакович, идиллия балетного Чайковского в Andante moderato, в отраженном от Прокофьева свете - "падуанское" Скерцо (в этой "Проповеди рыбам" было заметно много меньше клезмера, чем немоты). Наконец, рахманиновской стати и походки финальный "Гимн воскресению".

Дагмар Пецкова действительно украсила густым, почти овальным тембром несколько минут музыки, хотя и она не придала движению малеровских громад потустороннего оттенка. Равно как трудолюбивое сопрано Елена Вознесенская.

Возможно, расцвет новой жизни федосеевского БСО пришелся все же на сезоны 97-98 годов. Или напряжение художественной воли меняет характер. Так или иначе Вторая симфония Малера в домовито-парадном виде продефилировала перед публикой достойно, но подарила только одну любопытную возможность - наблюдать и сравнивать национальные особенности разных восприятий венского модерна. Наблюдательные специалисты после отмечали, что теперь малеровские симфонии исполняются регулярно и практически по очереди. Немного - в шахматном порядке. И к этому справедливому наблюдению само собой приклеивается что-то насчет шашечек - или ехать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
283
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
210
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
310
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
345

Другие новости