0
1525
Газета Культура Интернет-версия

19.02.2002 00:00:00

Харон и его команда

Тэги: премия, триумф, богуславская


Идея провести концерт современной музыки в серии, посвященной 10-летию премии "Триумф", принадлежала, как было торжественно объявлено со сцены, художественному координатору одноименного фонда Зое Богуславской. Так что доля светлых чувств по поводу величественного и мрачного набора сочинений композиторов-триумфаторов (Арво Пярта, Гии Канчели и Альфреда Шнитке) адресуется организаторам - фонду "Триумф" и агентству "Краутерконцерт". Но точные очертания концертного сюжета, нарисовал Башмет - основной персонаж вечера, бывшего в целом сумрачным и парадным.

Разные афишные издания намекали на труднодоступность программы для широкой аудитории, но последняя оказалась сообразительней заботливых информаторов. Зал был полон и хорош на вид: по большей части довольно молод и обеспечен, в меру богемный, в меру светский.

Это просто: к примеру, Шенберг с Мессианом или Мосолов с Рославцем, как почти весь ортодоксальный авангард прошлого века, говорят на куда более эзотерическом наречии, чем авторы, чьи языки еще имеют репутацию остросовременных и необиходных. К тому же популярность Пярта, Канчели, Шнитке достаточно свежа и в то же время выдержана, чтобы собрать (особенно с участием Башмета) почтенный зал.

Первое отделение посвятили трем инструментальным крохоткам любимого поставангардом Арво Пярта, одной эмоциональной вещи главного позднесоветского автора Альфреда Шнитке и подробному инструментализму башметовского оркестра "Солисты Москвы" (фигурант - за пультом).

Второе отошло Госоркестру - одной, зато масштабной симфонической партитуре популярного и здесь, и в мире Гии Канчели и энергичным дирижерским жестам молодого петербуржца Александра Сладковского (главный фигурант - с солирующим альтом). Премьер (кроме презентации питерского дирижера) в наборе не было.

Все на сцене и напротив были преисполнены большого пиетета. Публика старалась не звонить, "Солисты" и Госоркестр - как можно тщательней озвучить ноты. Тем более что ось концертного сюжета прошла через грустное и возвышенное. Вся программа стремилась быть озаглавленной "Вечер памяти┘".

Из трех ювелирных вещей Пярта основным номером был краткий, но великолепный мемориал Бриттену, добирались до него сквозь 121-й Псалом (тоже не радужный в обычном смысле содержания), потом - "Монолог" Шнитке, сыгранный в духе мемориала автору, и, наконец, "Стикс" Канчели со всеми предложенными названием смысловыми нюансами.

В перерыве кто-то спорил о том, откуда такой стойкий спрос на взвинченно-трагически-возвышенные монологи Шнитке, объясняется ли он только их музыкальными достоинствами. Моя версия - от того же, от чего огромное количество местных ртов с такой легкостью открывается, чтобы просто выдохнуть, как будто выбулькнуть, бессмысленно-магическую формулу "в это тяжелое для нас время".

В зале сидели живые Арво Пярт, чья карьера после скандальных - сперва авангардистских, потом поставангардных - дебютов 70-х уже в 90-е увенчалась роскошными успехами в Европе и тихой жизнью в Германии, и Гия Канчели, кроме кинохитов про "чито-гврито" и "кин-дза-дзу", регулярно умудряющий мировые сцены своими печально-ироническими, пространными симфоническими ощущениями. Обоих то и дело исполняют лучшие руки мира. Так, "Стикс" Канчели недавно записан тем же Башметом на престижной Deutsche Grammophon. Оба при всей концентрации на высоком (ностальгическом-человеческом - в случае Канчели и строго религиозном - в случае Пярта) не лишены веселости - такой, что ли, особенной художественной стати. Но пяртовский бодрящий лаконизм и канчелиевское трогательное остроумие в тени сосредоточенного шниткианства приобретают подчиненный вид. А в программе, при всем ее артистическом обаянии, начинают преобладать изысканно-погребальные краски.

"Fratres" Пярта в версии для скрипки и струнного оркестра (солистка - Елена Ревич, концертмейстер башметовского оркестра и обладатель молодежного "Триумфа" этого года) с непременными средневековыми барабанчиками внутри приобрел то истовое романтическое напряжение, которого в нем автор, кажется, не предполагал. Он вообще-то в те революционные времена - на переходе из 70-х в 80-е - исследовал и испытывал совсем другие звуковые, смысловые и структурные напряжения. "Fratres" - стопроцентный хит, но он так часто не выходит, что заметно, как его собственная простота с удовольствием ставит подножку всякому чуть замешкавшемуся исполнителю.

Другие пяртовские вещи тоже не избежали сильных влияний романтической концертной традиции. Хотя и в "Псаломе" и особенно в "Cantus" стала слышна самодостаточная дрожь музыкальных полей.

Зато совершенно адекватно - пронзительно и проникновенно - проговорил Башмет свой монолог о Шнитке. В "Монологе" все - от речей альта и оркестровых реплик до их отменного единения - было высказыванием.

Но главный приз дожидался публику во втором отделении. Его центром оказался не собственно "Стикс" и не аттрактивный инструментализм солирующего Башмета, но презентация питерского дирижера.

По идее, "Стикс" - это огромные и кудреватые поля Элизиума. Громкое дыхание, столкновение, напластование, могучее движение разных атмосфер, звуковых событий и их следов. Причем внутри всеобщей величавости живет что-то простенькое, интимное, едва ли не тривиальное и очень трогательное.

Сладковский расчертил пространства "Стикса" шикарными заборами роскошных - практически равных по силе - кульминаций. Сыграл по-спортивному. Представлялось, за последним звуком раздастся "Yes! Мы сделали это!"

Стоит ли говорить, что внимание Башмета к современной (последних трех десятилетий) музыке, введение ее в большой (коммерческий) обиход - это благотворное и достойное огромного уважения поведение. Интригует другое. Эта музыка прелестно продается. Но здесь пока - почти всегда в нагрузку с благоговейным антуражем и трагическими соображениями.

Но это ей нисколько не идет. Ей пристало быть исполненной компанией софистицированных личностей, просвещенных граждан новомузыкальных государств - в небезграничной (здесь и теперь) аудитории. Или же, наоборот, - набирать очки в шикарных залах со всей присущей ей и им веселостью. Потому что сколько ж можно и спросу и предложению играть краплеными картами? Публика вполне способна потреблять опусы Канчели за их эффективную красоту, а не по причине всеобщей глубокой задумчивости. Вовсе не обязательно так называемой широкой аудитории быть способной расшифровывать нюансы стилевых концепций Пярта. Большому залу вполне достаточно волшебного артистизма пяртовских парадоксальных малышей. И за вычетом разной гремучки-духовки нежный, нервный стиль башметовского оркестра, пышный и пронзительный говор его альта и теперь не вялое, но, напротив, горделиво собранное звучание Госоркестра слушались бы только лучше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
287
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
211
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
312
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
347

Другие новости