0
624
Газета Культура Интернет-версия

02.03.2002 00:00:00

Раз-два, обеими!

Тэги: светланов, вагнер


Перед началом в забитом фойе гудели: "Будет Вагнер по-американски". Почему "по-американски", неясно. Осталось загадкой. Наверно, потому, что у страха глаза велики и на ум несется то, что ближе и стремительней. Потом оказалось, что оркестровые аранжировки вагнеровских оперных громад - "Кольца нибелунга" и "Парсифаля" - похожи на дайджесты. Но кроме этого - больше никаких американизмов. К тому же можно все это назвать и кратким обзором. А пока фойе гудело, не хотелось углубляться в страноведческий подход, но если уж на то пошло, скорей хотелось Вагнера по-голландски. Имя Хенка де Флигера - ударника, композитора, сотудника Филармонического оркестра Нидерладского радио, который, собственно, и сработал в 90-е вагнерианские аранжировки, на радость собственному дирижеру и коллегам, - никому ничего не говорило. Но голландская композиторская школа хорошо известна своей мощью и нетривиальностью, бодливым радикализмом, мягкой широтой взглядов, стремлением в постмодернистский рай и размашистой левизной в бэкграунде. При подобном реноме здесь всегда может вылупиться что-нибудь любопытное.

Не вылупилось. Хотя, не то чтобы совсем левацкие, но товарищески-братские отношения де Флигера с культурным материалом ощущались хорошо. И сам материал построился. Продефилировал, изрядно салютуя.

Идее аранжировать оперного Вагнера до степени "симфонической фантазии" не откажешь в остроумии. Вагнер как был магнит, так им и остается. Но в формате симфонических концертов оркестрам приходится довольствоваться интермедиями.

Теперь же мы имеем две симфонические фантазии, в которых с соблюдением сюжетного движения ("Кольцо") или без оного ("Парсифаль"), составляясь из 14 эпизодов ("Кольцо") или из 7 ("Парсифаль"), все вагнеровское пресловутое томление, вся его кудрявая драматургия, все вязкое лейтмотивное плетение и напряженная вокально-оркестровая мысль укладываются в две аккуратные стопочки.

Из омута бесконечной мелодии выужены лаконичные кусочки, выглядящие как популярные темы. Де Флигер берет их в горсть, как зернышки, и старательно кидается ими в публику, словно она тут брачуется.

Для Светланова эти зернышки - орешки. Он их и щелкает. Но делает это с присущими только ему патриархальной величавостью и грозным видом. Каким был совсем недавний Брамс в его интерпретации (был осенним патриархом) и какого публике предложили Вагнера-Флигера - большая разница. Культ умножили на культ, Вагнера на Светланова, последний при этом оказался настолько далек от мысли просто отработать, так сильно вкладывался в каждый звук, в каждую линию лапидарной, штабелями, симфонической формы, что это умение показалось даже неадекватным. Результат был не столько томителен, сколько мучителен. Хотя оркестр (за вычетом нестройного начала) звучал мастито и не без удали. Для тонкости же в самой партитуре не было особенного места. Правая вагнеровская идеология, изложенная не левацки, но в демократичном духе, приобрела светлановскую грозную, парадную и торжествующую стать. Все стало песнями и плясками смерти вагнеровской метафизики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
307
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
224
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
329
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
371

Другие новости