0
1258
Газета Культура Интернет-версия

13.03.2002 00:00:00

Братство монстров

Тэги: броунинг, фильм, уроды


Фродо Беггинс - "полурослик". Но играет его в новом "Властелине колец" Элайя Вуд - молодой человек среднего роста. А в роли Гэндальфа Серого не двухметровый баскетболист, но обычный Иэн МакКеллан. Гэндальф раза в два больше Бильбо. Потому что Бильбо - хоббит. Одна из впечатляющих мизансцен - огромный Гэндальф в маленьком хобби-доме - вся построена на разнице размеров. Яркая особенность "Властелина колец" - ракурсная съемка. Очень живые сопоставления Больших людей с Маленькими. Никаких спецэффектов. Потому что на общих планах хоббитов играют лилипуты. Дублеры.

Зачем обидели Маленьких? Почему бы не взять на роли хоббитов настоящих лилипутов, а не актеров, которые только прикинулись ими? Американец Тод Броунинг ответил на этот вопрос 70 лет назад.

Бородатая женщина (Ольга Родерик). Жозефина-Жозеф - наполовину мужик, наполовину - баба. Сиамские близнецы (Дэйзи и Вайолет Хилтон). Далеко не полный каталог цирковых "чудовищ", которые в феврале 1932 года вышли на американский экран.

Раньше калек боялись. И смеялись над ними. Первым открыл "монстров" для кино Тод Броунинг. Он был циркачом. Потом Гриффит дал ему роль в "Нетерпимости". И Броунинг втянулся.

"Мастер ужасов". Так его называли. Как-никак "Дракула" и "Знак вампиров" - его рук дело. Самое страшное в "Уродах" - то, что там нет нарочитой культивации ужасного. Никакой гипертрофии. Все очень сентиментально, в старом добром духе двадцатых. Милая история из жизни безруких, безногих, малорослых и просто олигофренов. Эта обыденность тягостна, как ничто. Потому что в жизни "уродов" есть нечто пострашнее зубов Дракулы.

Настоящего "карлика" в главной роли снимать нельзя. Потому что он влегкую переиграет любого "нормального" актера. Дело в том, что актеры играют других, а "уроды" - только себя. Ведь зритель прежде всего видит в них недолюдей, а уже потом оценивает их драматический талант (или его отсутствие). Звездная пара - лилипут Ханс (Гарри Эрлс) и его верная Фрида (Дэйзи Эрлс) - у Броунинга играют блестяще. Но этот блеск - ничто рядом с ростом. Сначала смотрят на рост.

Полчеловека. Броунинг показал не только то, что можно себе представить. Но даже то, чего и представить себе нельзя. "Полчеловека" - это имя мужчины без нижней половины туловища, который ходит, широко расставляя ладони. И это еще цветочки. Ягодки - это негр без рук и без ног, который ползает, извиваясь как червяк, в непролазной грязи с ножом в зубах. Ключевая сцена. Никаких спецэффектов.

Формально - мелодрама. Актеры - цирковые калеки. Кажется, никто больше не использовал такую труппу в таком жанре. Результат - невероятная смесь жестокого комизма и слащавой сентиментальности. И шок зрителя от столкновения с чуждой реальностью.

После Броунинга монстры на экране - ненастоящие. Между "игрушечным" чудовищем и залом есть расстояние. В глубине души самый боязливый зритель понимает, что Фредди Крюгер не придет к нему ночью. Но между Получеловеком и человеком нет дистанции.

"Уроды" сняты в начале тридцатых. Пик увлечения евгеникой - теорией исправления человеческого рода: нравственного, биологического, расового. Крестный отец Броунинга, Гриффит, был настоящим расистом. Но "Уроды" полны гуманистического пафоса. Злая нордическая красотка хочет выманить наследство у доброго лилипута. И калеки ей мстят.

Обыкновенная мелодрама с элементами паранойи. Паранойя - там, где уроды из каждой щели (буквально) следят за "скандинавской" красавицей Клео (Ольга Бакланова). Да. "Роковую женщину" здесь зовут Клеопатрой. Это цирк. Венера Милосская ложку держит правой ногой. Дирижирует в такт музыке. Улыбается. У нее веселый нрав. В фильме "Венера" - цирковое прозвище. Это женщина без рук...

"Один из нас, один из нас, один из нас". Так радостно поют "монстры", когда красавица женится на карлике. "Фамм фаталь" в шоке от этой песни - она не хочет быть одной из них. Но настоящий недочеловек в фильме - она сама. Уроды - те, кто зол и жаден. А не те, у кого от рождения не хватает рук или ног.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
702
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
822
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
414
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
286

Другие новости