0
814
Газета Культура Интернет-версия

21.06.2002 00:00:00

Наш кандидат - Аллах

Тэги: кино, фестиваль, ммкф, москва


Неореализм по-исламски

- Вы должны проголосовать за одного из кандидатов, обозначенных в списке, - объясняет женщина - сборщица голосов.

- А Бог есть в вашем списке? - спрашивает сторож с солнечной электростанции.

- Нет.

- Тогда я не буду голосовать. Мой кандидат - Аллах.

Столкновение ислама с современной цивилизацией - вот тема, которая волнует сегодня всех. Бабак Пайами прочувствовал это на собственной шкуре. Он родился в Тегеране, но большую часть жизни прожил на Западе. Изучал кино в Торонто, но снимать начал на родине. Линия разлома прошла внутри него.

"Тайное голосование" - картина про разлом. Выборы приходят в мусульманскую глубинку. Фильм построен по американской схеме road movie: за день солдат и девушка должны объехать остров, чтобы собрать голоса аборигенов. Цепь случайных столкновений и абсурдных эпизодов. Герои за день становятся и старше, и мудрее.

Гайдай, Феллини, но никак не Махмальбаф. Пайами - самый неиранский из всех иранских режиссеров. Хотя начальная сцена для "Тайного голосования" и взята из короткометражки Махмальбафа, но Пайами снял фильм на тему политической корректности с интонацией Феллини и юмором Гайдая. Ироническое кино про стереотипы и принципы, в котором, однако, нежная отстраненность режиссера от героев играет роль едва ли не большую, чем юмор ситуаций. В фильме нет штампов иранского кино. Кроме, пожалуй, одного...

Нет эротики. Иранское кино выглядит как незамутненный источник чистого психологизма без фрейдизма. Интерес солдата к девушке не выглядит как сексуальный. На фоне американских "Садистов" фильм без насилия и секса выглядит как ангельское дуновенье. И понятно, почему жюри в Венеции дало Пайами приз за режиссуру. Он проложил Дорогу Феллини в глубь песков.

Палеопанк

Герман - Сокуров - Юфит. Вот питерская школа в ее последовательном развитии. В фильмах этих режиссеров герои страдают: это их основная работа. Развитие питерской школы - последовательное погружение в метафизику страдания. Все глубже и глубже.

Герман мелок. Злые Берии да гнилые зэки гнобят все живое в лице доброго доктора-генерала. Плохие люди выступают против хорошего парня. То есть причина всех несчастий героя лежит где-то в области социальных нравов. Герман не вышел за рамки либерального мифа шестидесятых. И зрители его не вышли. Шестидесятники в законе.

Сокуров глубже Германа. Есть в мире силы, которые все живое злобно, последовательно гнетут. Но эти силы действуют конкретно - через гитлероленинов разного масштаба. То есть действуют у Сокурова такие персонализованные демоны, которые живут в своем пассивно-демоническом пространстве. Мрачно, но не без пафоса.

Юфит - мрачнее всех. Страдание неизбежно, нет ему ни конца, ни края, ни выхода. Нет разницы между жизнью и смертью, сном и явью. Движения героев не обременены необходимостью, монтаж напоминает внезапную склейку материалов в голове спящего киномеханика. Это "Убитые молнией". Поэзия абсурдных ассоциаций.

Весь фильм снят на статичных планах. Камера не двигается с места. То вкось, то вкривь поставлен аппарат, и поначалу я шею выворачивал, чтоб видеть пространство в его привычном измерении. Потом - привык.

Весь фильм - безумный микс. Здесь и хроника времен войны, и компьютерное окно, выведенное на пленку. Сцены то стилизованы под старое кино по ритму, а то представляют почти документальную ленту о купальщиках-трупаках. В общем, пир духа для маньяка-киномана, который готов полжизни провести в анализе технических приемов.

Но главное - в монтаже: Юфиту удалось слепить весь этот разнородный технически материал в единую картину. Он снимал на пленку "Свема" (где же, интересно, ее нашел?) и переводил на "Кодак", отчего цвет выглядит невероятно - так по-советски, как не выглядели даже советские картины: нет красного, а сплошь - серо-зеленый.

Часто говорят, что режиссерам не хватает денег. Чаще им не хватает идей, или мозгов, или чего-то совсем иного, но не денег. А Юфит фильм за фильмом показывает, что Кино возможно сделать при любом бюджете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
451
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
497
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
296
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
199

Другие новости