0
919
Газета Культура Печатная версия

26.06.2002 00:00:00

Что-то квадратное, красное с синим

Тэги: третьяковка, барановроссине, выставка, живопись

Cтрастные поклонники отечественного авангарда уже могли видеть полотна Владимира Баранова-Россине в Русском музее. Теперь его картины представлены в Третьяковке.

Художник, изобретатель и авантюрист Шулим-Вольф Баранов родился в Таврической губернии, учился в Одесском художественном училище, потом в Петербургской академии художеств. В 1910 году Баранов уехал в Париж, взял псевдоним Россине, жил в "Улье" вместе с Липшицем, Шагалом и другими, сошелся с Робером и Соней Делоне. После начала Первой мировой художник переехал в Норвегию, после Февральской революции - вернулся на Родину. В Совдепии Баранов-Россине заседал в Коллегии по делам искусств ИЗО Наркомпроса и работал во ВХУТЕМАСе. Однако художник счел за лучшее не связываться с ахровцами и благоразумно эмигрировал назад в Париж, откуда больше не уезжал, даже когда во время немецкой оккупации его предупреждали о расправах над евреями. "Я люблю Париж и ничего не боюсь", - отвечал художник. В конце 1943 года его арестовали, а в январе 1944-го Баранов погиб в Освенциме.

Вкусы и интересы Баранова-Россине были разнообразны и переменчивы. Он торговал недвижимостью, создал приборы для определения качества драгоценных камней и изготовления газировки, первым (раньше "официального изобретателя" Жоржа Брака) придумал камуфляж; дружил со Скрябиным и сконструировал "оптофон" - первый цветомузыкальный инструмент. Именно любовь к цвету и, как говорили ценители, "особая цветовая одаренность" не покидали Баранова-Россине никогда, в каком бы стиле он ни писал. А в его картинах чего только нет - и сезаннизм, и кубизм, и фовизм, и орфизм┘ Отношение Баранова к цвету можно сравнить с мироощущением героини Толстого Наташи Ростовой, которая во всех людях и предметах ощущала присущие им цвет и форму (помните: "Пьер - что-то квадратное, красное с синим"?). Такое восприятие свойственно детям - они живут в мире чувственных ассоциаций. Но немногие взрослые сохраняют его.

В сезаннистских пейзажах Норвегии ноткой ностальгии проступает бледно-розовое небо, отраженное в воде каналов, и темная, почти черная зелень питерских белых ночей. Баранова занимала идея противоборства и взаимопритяжения - в серо-голубых и пепельно-розовых картинах ("Поцелуй", "Борьба", "Диалог") округлые формы сталкиваются и перетекают друг в друга, красноречиво иллюстрируя идею единства и борьбы противоположностей.

В живописи Баранова-Россине классическое образование сочетается с тягой к иронической провокации. Картина "Голубой апокалипсис" написана в духе православных фресок "Страшного суда", но переполнена диким неразбавленным анилиновым цветом. "Персонажи" картин "Морской волк" и "Урок пения" - плоды детской игры в ассоциации: в абстрактной "кляксе" автор увидел волчью морду, разинутый клюв самозабвенно поющей птицы и, чуть-чуть наметив, дорисовал свою ассоциацию. Имеющий чувства да ощутит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Паралакс» последнего рубежа, острое северокорейское блюдо и грезы Белого дома

«Паралакс» последнего рубежа, острое северокорейское блюдо и грезы Белого дома

На выставке-форуме «Армия-2022» впервые представят БМП-3, управлять которой можно взглядом

0
2193
Крым никуда из России не уплывал

Крым никуда из России не уплывал

Александр Широкорад

Никита Хрущев лишь сменил вывеску

0
1741
Новые амазонки большой политики

Новые амазонки большой политики

Аркадий Вырвало

Женская агрессия меняет миропорядок

0
1807
Этот поезд в огне, или «Енисей» в Донбассе

Этот поезд в огне, или «Енисей» в Донбассе

Максим Кустов

Броневые составы трех столетий на запасных путях не прятались

0
2318

Другие новости