0
863
Газета Культура Интернет-версия

30.08.2002 00:00:00

Иск за иском

Тэги: идущие вместе, сорокин, суд


- Вся эта компания вокруг Сорокина - чистый пиар?

- Не пиар вовсе. Это совершенно новая ситуация - медиальный взрыв, который трудно даже с чем-то сравнить. Скандалы вокруг литературы шестидесятых-семидесятых годов шли через бумажную прессу - солженицынский скандал, скандал с "Метрополем"...

- Радиоволны были важны.

- Сейчас интернет и телевидение делают этот скандал невероятно более интенсивным.

- Главная характеристика - именно интенсивность в использовании телевидения?

- Безусловно. Беспрецедентный скандал, предметом которого являются именно литературные тексты. И ничего не было организовано. Это - чистое творчество "Идущих вместе".

- Ходил упорный слух, что вы сговорились...

- Нет, мы вообще их не знаем. Мы можем только гадать, почему выбраны именно эти персонажи, а не иные, да?

- Но тогда это - наезд на твое издательство, потому что уже вторая твоя книга выбрана для подачи иска?

- А почему не на Большой театр, например? А почему не на Министерство культуры? Они тоже - предмет этих наездов. Я не знаю, наезд ли это на издательство - они выделили каких-то авторов, какие-то структуры. Вопрос в другом - эта акция вытянула литературу на передний план и сделала новостным событием для всех телеканалов.

- Если это - противостояние двух сил, тогда вы явно проигрываете "по картинке". У них такие яркие, острые акции - все помнят бабушек, рвущих книги: их крутили по всем каналам...

- Это неправильно поставленный вопрос. В медиальном взрыве нет ни победителей, ни проигравших. Там все проигрывают и все выигрывают. Медиальный взрыв - это... эпидемия. Сейчас рефлекс - "покупать Сорокина" - просто связан с тем рефлексом, с которым покупаются "Дирол" или "Орбит".

- Книги, давно изданные, которые лежали - полностью разошлись.

- Да, у нас все смели, и допечатки идут огромные.

- С коммерческой точки зрения ситуация выгодна?

- Однозначно выгодна. Не считая того, что чисто психологически мы с Михаилом ощущаем себя немножко взвинченно-подавленными. И мечта одна - изолироваться, подумать об этой ситуации, просто ее представить в более спокойном анализе.

- Ситуация развивается взрывообразно: они подали иск, вы в ответ иск, они снова подали иск. И что дальше? Вы подадите новый иск?

- Нет, пока у нас формально -юридически одна к ним претензия: они, не спросясь ни нас, ни Сорокина, опубликовали то, что они назвали "Избранное". Здесь очень простая коллизия - они даже признались уже в том, что это сделали, - и в принципе это суд, выигрышный для нас. Но у них изобретена новая технология - к нам тут приходил недели 2 назад парень, который был в "Идущих", но потом вышел из организации... Он рассказал, что они придумали такую технологию. Когда они видят, что на них кто-то наезжает, они организуют десятки судебных исков и преследований этих людей и организаций. До 100 исков в месяц они могут организовать.

- Это абсолютно западная технология...

- А она применялась?

- Это технология, которую применяют крупные юридические фирмы - как инструмент конкурентной борьбы между компаниями. Странно, что объектом стали вы...

- Миша, поверь, для нас это не менее странно, чем для тебя... Мы находимся в некоторой растерянности, потому что мизансцена выглядит так: есть подвальное издательство, там 2-3 скандальных автора, и весь этот скандал - внутри даже не Садового, а Бульварного кольца - мы сейчас будем в детской песочнице друг другу в глаза песок сыпать, называть это "левым", "правым", как угодно... Маленькие, игрушечные дела. Володя Сорокин год назад дает интервью, говорит: "Литература - это маленькие черные буковки на бумаге", а вот ни х*я, - отвечай сейчас за свои черные буковки на бумаге. И это в принципе очень продуктивно, это неплохо. Понимаешь, "Идущие" в свою критику Сорокина включили очень важную фигуру - "наивного читателя". Чего ему объяснять, что это - художественная фантазия, образность... Понимаешь, людей реально торкает литература, но - как "наивных читателей". И это очень интересная ситуация, которая выводит литературу непосредственно - минуя литкритика, литературную общественность, журналы - напрямую в поле внимания человека, вообще не подготовленного ни к какому восприятию литературы. Он просто открывает: "б**дь! б***дь! - говорит он. - А люди же в Москве живут! Это же не просто так, Маня! Люди - не дураки: если они такое пишут, что Хрущев пялил Сталина в жопу, значит, от нас эти коммуняки-демократы все скрывали, а наверное, есть и фотографии, и видеофильмы"... Есть огромный ресурс такого наивного чтения...

- Это возвращает нас к вопросу этики. Постмодернизм исключил этику из литературы. А сейчас мы приходим к новой этике. Правильно?

- Абсолютно. Просто сейчас мы приходим к тому, что эти вопросы вдруг стали опять актуальны. Если ты пишешь литературу - прекрасно, но почему ты оскорбляешь чувства читателей? Тут же не сошлешься уже на постмодернизм. Тут нужно уметь...

- Держать разговор в том же поле.

- Да. Это невероятно сложно - например, вести со следователем разговор о литературе или с ребятами из "Идущих вместе".

- Сорокин напишет новый роман - "Разговор со следователем о литературе"...

- Скорее, у Сорокина появится новое представление о литературе. То есть здесь, как ни странно, еще есть образ величия и ответственности литературы. Вот это интересно.

- Это прекрасно. Литература возвращается в большое социальное поле. Из своего маленького куцего угла, в котором она оказалась в девяностые. Да?

- Хотелось бы. Проблема заключается в том, не является ли это признаком повторения уже пройденного - на новом витке, - повторения стандартного типа отношения литературы, народа и власти.

- Это возвращение в шестидесятые.

- Да.

- Когда есть власть, "общественное мнение" и либералы-западники, которых представляешь ты.

- Все сложнее немножко. Проблема заключается в том, что девяностые годы закончились, и эта акция - один из симптомов конца девяностых, с их постмодерном, то есть с идеей того, что вся культурная, политическая, экономическая сцена организуется по принципу не центростремительных, а центробежных тенденций, когда происходит активное разрушение формы, и эта деконструкция формы принимает самые разнообразные виды и в философии, и где угодно еще. Девяностые заканчиваются, и вместе с этим возвращается, выражаясь жаргоном Лиотара, "время больших нарративов".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
605
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
706
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
376
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
255

Другие новости