0
767
Газета Культура Интернет-версия

25.06.2003 00:00:00

Документ как эпос

Тэги: 11 сентября, фотовыставка, тольятти, фильм, ньюйорк


Жил да был большой город. И в нем стояли два небоскреба. А однажды в них врезались два самолета...

Эта история, которую мог бы описать Гомер. Или безымянный автор книги "Бытие". Потому что историческое и мифологическое значение событий 11 сентября вполне сомасштабно обрушению Вавилонской башни или падению Трои. Не хватает пока лишь одного - поэтического измерения.

"11 сентября" - фильм 11 режиссеров. Каждый создал по одной новелле длиной в 11 минут и еще чуть-чуть. Подбор авторов политически корректен - здесь и араб Юссеф Шахин, и еврей Амос Гитай, здесь и звезда Голливуда Шон Пенн, и освобожденная женщина Востока Самира Махмальбаф. При чтении списка режиссеров возникает немедленно мысль о грамотном подборе по двум принципам: захватить все континенты (Австралию, правда, обидели), а плюс к тому обязательно соблюсти представительство женщин (двух нашли), мусульман, троцкистов и прочих угнетенных и неравноправных групп. Эпоса так не создашь, зато политес соблюден.

Миф об 11 сентября в основе таков. 11 сентября - небывалая прежде трагедия. События 11 сентября принесли горе не только американскому народу, но и всем народам мира. После 11 сентября мир изменился.

Небывалая прежде трагедия? Нет, у каждого народа было свое 11 сентября. У чилийцев-11 сентября 1973 года, день военного переворота, расстрела президентского дворца и убийства президента Сальвадора Альенде: этим событиям посвящен задиристый фильм Кена Лоуча, который достойно возрождает советский жанр "документальной публицистики" (короткометражка английского марксиста уже получила награду ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале - 2002). У босняков - 11 июля 1995 года, когда, как утверждают, сербы захватили Сребреницу, вырезав все мужское население этого мусульманского городка: памяти о геноциде посвящена вялая новелла Дениса Тановича, режиссера из Боснии и Герцеговины. А в Израиле 11 сентября вообще каждый день, потому что там взрывы не прекращаются: и этому террору без границ посвящен ироничный рассказ Амоса Гитая о молодой репортерке, которой не дают прямого эфира с места уличного взрыва, потому что в этот же день и час случились события 11 сентября. Короче, террор не стал обыденностью. Он был ею всегда.

События 11 сентября принесли горе всем народам мира? А вот американского старика из новеллы Шона Пенна падение башен только порадовало, потому что ничто больше не застит ему солнце: свет впервые попал в его каморку.

Мир изменился? Так думает иранская учительница, героиня Самиры Махмальбаф. Но ее ученики никогда не видели не только небоскребов. Они даже не знают, что такое самолет, а преимущества мобильного телефона им надо растолковывать на пальцах. Для них трагедия 11 сентября - не больше чем сказка: жил да был большой город... И так далее.

Деконструкция мифа - важное дело. Но деконструкция как метод не сомасштабна мифу. Она имеет дело только с деталями и отрывками. Конечно, 11 режиссеров не в состоянии создать фильм об 11 сентября. Потому что для эпического звучания нужен эпический охват. И этого современное кино не в состоянии дать. В нем нет ни Льва Толстого, ни Сергея Бондарчука.

Как рассказывать об 11 сентября? Это вопрос, который художники, писатели, режиссеры (нужное подчеркнуть) задали себе сразу после трагедии. И до сих пор не могут ответить. Потому что для ответа нужен эпический масштаб, которого нет ни в современном искусстве, ни в современной литературе, ни - тем более - в кино. 11 сентября - это история, которую, возможно, мог бы снять Гриффит. Или Эйзенштейн.

Единственный ответ пока что дала фотография. Выставка "Это - Нью-Йорк" - чисто американский проект: его инициаторы собрали работы нескольких тысяч авторов, оказавшихся случайными очевидцами событий 11 сентября. Среди этих авторов были и знаменитые фотографы, и люди, которые в первый раз взяли в руки камеру. Все изображения поступали на специально созданный сайт, и сегодня их число уже перевалило за 50000. Одна сотая часть всего этого банка данных и составляет передвижную выставку.

Для эпоса нужен народ. И в проекте "Это - Нью-Йорк" больше всего поражает его разносторонний характер. Здесь есть и вид из-под крыла самолета на горящие башни - такой же, какой, возможно, видели террористы. Есть и фотография испуганной собаки, запорошенной пылью, разлетевшейся по нижнему Манхэттену. Есть и ностальгическая стереооткрытка с еще "живыми" башнями. Здесь есть то, о чем мечтали теоретики советского искусства двадцатых. Документализм. Коллективное авторство. И, наконец, эпическая мощь.

Тольятти-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
855
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1013
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
495
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
339

Другие новости