0
940
Газета Культура Интернет-версия

16.10.2003 00:00:00

Разводка по-московски

Тэги: фествохен, берлин, ковылина


фествохен, берлин, ковылина Чтобы быть самим собой, особых умений не надо.
Фото Георгия Первова

"Фествохен" - главное культурное событие Берлина осенью. Трудно найти то, что не вмещалось бы в рамки этих "Праздничных недель". Нынешняя осень посвящена России, и потому на одном конце фестиваля - гастроли Мариинского театра в зале Берлинской оперы, на другом - радикальное "Представление" Елены Ковылиной в репетиционном зале Дома Берлинских фестивалей.

"Представление" начинается с пакетиков клея. Они лежат на стульях в немецком зрительном зале. А со сцены русские беспризорники говорят о себе: один начал дышать клеем в возрасте восьми лет и дышал девять лет подряд: "Меня били воспитатели чем попало и за что попало... Особенно за клей". Били в интернате. Потом герой просит зрителей - каждого - надуть свой пакетик. Немцы доверчиво дуют. И нюхают. Не все, конечно. Но процентов 30 от зала. Нюхнул и я.

На сцене - 4 парня с улиц. Павел Кошко, Артем Ушан, Анвар Кадыров и Дмитрий Пахомов. Если кто слышал эти фамилии, то, может, в уголовной хронике? В театральном мире они до сих пор не были известны. Это - подросшие дети без мам и пап, жилья и работы. Они играют самих себя, молодых негодяев, которые впервые попали в богатый западный мир. За границу их вывезла Елена Ковылина.

Когда-то Ковылина с веревкой на шее стояла посередине выставочного зала и ждала, пока из-под нее выбьют стул. А еще она отплывала из Сочи в открытое море совершено одна на утлой лодчонке. Кроме того, Елена Ковылина обедала, привязанная на тросиках, под московским мостом вместе с Максимом Илюхиным. Короче говоря, Ковылина известна как самая радикальная московская художница рубежа веков. С 1997 года по 2003-й она провела несколько десятков перформансов в разных точках России и планеты - время от времени повторяя уже созданное, но чаще выдавая "на ура" совершенно новые проекты. Теперь Ковылина выступила в совершенно новой для себя роли - режиссера.

В этом спектакле необычно многое. Прежде всего то, что режиссер вовсе не имеет театрального опыта (перформанс, конечно, ближе к театру, чем к традиционному изоискусству. Но все же - не театр). Во-вторых, то, что премьера прошла не в России, а сразу - на Западе, да еще на престижном фестивале, пройдя мимо сита российских экспертов. В-третьих... Впрочем, все остальное касается уже не автора, а самого зрелища.

Как-то раз я пил коньяк на Кипре с сибирячкой. Она возмущалась успехом Гришковца в Москве и говорила: "У нас в Кемерове на улицы выйди, там каждый второй - Гришковец: в стоптанных кедах о жизни рассказывает". "Представление" - это спектакль о жизни в России: 4 маленьких Гришковца рассказывают истории, от которых у немцев волосы встают дыбом.

Они агрессивны. Это немцев пугает. Они артистичны по своей природе. И это немцев завораживает. Улица - это ежедневное шоу, в котором зрители вовлечены в действие непосредственно. И беспризорники смело идут на штурм зала. Один клеит барышень из первого ряда. Другой показывает разводку. По-настоящему. По-московски. Демонстрирует умение менять плавленый сырок на швейцарские часы.

"Представление" идет, конечно, по-русски. Что создает некоторые трудности для зрителей. Но не для беспризорников. Умение разводить не требует знания языков.

"Актерство" сведено к минимуму. "Их роль - оставаться самими собой... Чтобы быть самим собой, особо репетировать не надо", - говорит Елена Ковылина. Но все же в спектакле, очевидно, есть каркас, есть заранее найденные ходы, а задача актеров - наращивать на него живое мясо в ходе действия. Поэтому успех или неуспех каждого отдельного "Представления" зависит в итоге от того, "как пошло".

После каждого спектакля - обсуждение. Зрители спорят о соотношении этики и эстетики, о границах между профессиональным мастерством и любительщиной, о жизни, в конце концов. И берлинцы, привыкшие, кажется, ко всему, уходят домой в потрясении. Русские опять развели их на чувства.

Берлин-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
988
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1237
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
594
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
413

Другие новости