0
912
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2003 00:00:00

Звездная вахта

Тэги: фесттиваль, спиваков, майер, норман


Вступающий в свои права декабрь, как обычно, собирается задать жару всем столичным меломанам-классикам. Вслед за открытием фестиваля Владимира Спивакова в консерватории начнутся "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", потом Ашкенази со своим проектом, посвященным антитоталитаризму в музыке, приношения к 200-летию Берлиоза, а на десерт стильный фестиваль "Моцартиана" в Доме музыки и всевозможные рождественские "колядки" в виде новогодних гала и "Летучей мыши" опять же у Спивакова.

А пока - две музыкальные вселенные, две супердивы, два равновеликих величия за один уикенд на территории нашего мегаполиса. Вальтраут Майер и Джесси Норман (см. "НГ" от 28.11.03) друг за другом несли свою мегазвездную вахту перед московской публикой. И та и другая избегали классической "попсы" и делились музыкой внутренней, неброской, но глубокой. Кульминацией программы Майер стали пять песен Вагнера на стихи Матильды Везендонк. Носительница вагнеровского стиля, Майер взяла тайм-аут в опере, посвящая весь нынешний сезон исключительно камерным лидерабендам. Зная Майер как театральную певицу с крупнокалиберным оперным мазком, собравшиеся, невзирая на объявленную программу из песен Шуберта, Брамса, Вольфа и Вагнера, упрямо ожидали появления на Новой сцене Большого театра чего-то сногсшибательно экстравагантного. Но вышла скромная немецкая женщина. Волна спокойной уверенности и мастерства (при полном отсутствии дешевой торговли эффектами) создавали на редкость приятную и доверительную атмосферу домашнего салона, для которого, собственно, и были написаны все эти маленькие шедевры романтизма. Как носительница всего немецкого Майер, конечно, идеальна, но от оперной масштабности, как, впрочем, и от себя, избавиться трудно - иной раз казалось, что звук певицы все-таки крупноват, а по динамике и тембру несколько однообразен для хрупкого и интимного мира песни. Важное свойство творческой натуры Майер как умной певицы в том, что она апеллирует не столько к чувственности, сколько к интеллекту. Именно этим объясняется "сухой холодок", который отметили для себя многие вокаломаны. Но самое удивительное, что почти никого из солистов громадной оперной труппы Большого театра не заинтересовал этот источник света и стиля, а те, что заглянули отметиться, "презрительно" ушли в антракте - удивительная самоуверенность и нежелание учиться...

Программа второго фестиваля "Владимир Спиваков приглашает" сфокусирована вокруг новой музыки, редко исполняемых произведений (скрипичный концерт Берга, инструментальные концерты Баха и Рихарда Штрауса) либо вовсе в России не исполнявшихся (ранние песни Берга, вокальные "Озарения" Бриттена, оратория "Семь врат Иерусалима" Пендерецкого). Соблюден баланс и в отношении к популярной музыке, иначе Спиваков не был бы Спиваковым.

Спиваков любит на своих мероприятиях ярких узнаваемых персон в зале, этим всегда отличался пейзаж публики на его концертах. Однако нынче отсутствие общественно-политических ВИПов, любящих блеснуть на подобных слетах престижа, можно было объяснить только их занятостью в предвыборной гонке.

Новый спиваковский коллектив (Национальный филармонический оркестр России) играл на открытии фестиваля. Нюансов и претензий на эффект в сюите из "Ромео и Джульетты" Прокофьева и в "Итальянском каприччио" Чайковского слишком много, а командной сыгранности, особенно в вокальных аккомпанементах, иногда еще не хватает, несмотря на то, что в оркестр собраны сливки инструментального цеха. Кроме того, маэстро не всегда удавалось своевременно ловить ускорения и зависания своевольной Джесси Норман, особенно в певшейся по-французски арии Орлеанской девы Чайковского. Маленькие "них цузаммен" в семи оркестровых песнях Берга, конечно, более простительны, так как этот черный хлеб несравненной Джесси - большая новинка для российских оркестрантов.

Как говорится, Джесси Норман достаточно выйти, и можно уже не петь - так она хороша (не красотой манекенщиц, естественно). Но она еще и поет! И продолжает делать это великолепно, хотя, как и в случае с Майер, естественная амортизация голоса дает себя знать в напряженности верхней тесситуры и прочих мелких деталях. Но какое значение имеют детали, когда есть такое главное - открытое, доброе и влюбленное в музыку. Джесси окончательно и бесповоротно прекрасна. Даже без своих умопомрачительных тюрбанов, в простом черном платье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
429
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
392
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
553
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
453

Другие новости