0
745
Газета Культура Интернет-версия

17.12.2003 00:00:00

Карнавал на окраине

Тэги: драма, театр, премьеры


В Новом драматическом театре, говорят, все непросто. Даже на сборе труппы в начале сезона перед телекамерами актеры попытались устроить нечто вроде демонстрации или мятежа, чтобы все или хотя бы многие узнали, как трудна жизнь на окраине. Если при чужих не стесняются говорить о своем несогласии с новым худруком, можно вообразить, что творится, когда вокруг - все свои. Итак, часть труппы недовольна работой с Вячеславом Долгачевым, а часть, если судить по числу премьер, что вышли в новом сезоне (и по их качеству), - вполне даже удовлетворена.

Среди вышедших премьер - "Время рожать" по книге современной женской прозы, собранной Виктором Ерофеевым, "Лысая певица" Ионеско и "Один из последних вечеров карнавала" Гольдони.

Казалось, недавно, а выходит, что давно уже, лет тринадцать-четырнадцать назад, ту же пьесу Долгачев ставил в Театре имени Пушкина с выпускниками Школы-студии МХАТ, с теми, многих из которых Юрий Еремин принял тогда в труппу. Прошло время и, как говорится, иных уж нет, а те далече. Живы, слава Богу, все, но из театра мало-помалу уходят (из заметных остался едва ли не один только Евгений Писарев, который и играет много, как и положено актеру его возраста, и ставит, и преподает).

"Время рожать" и "Лысую певицу" автор этих строк еще не видел, так как доехать до Нового драматического театра не так-то просто, в будний день - почти невозможно из-за вечерних пробок на проспекте Мира и Ярославке, в выходные не всегда получается отложить другие премьеры ради того, чтобы рвануть в сторону МКАД. Единственное, что радует, но одновременно и удивляет: и без критиков публики в Новом драмтеатре всегда много, почти всегда - аншлаг. Зрители - свои, как говорится, "местные", для которых и центр Москвы, и Венеция - почти одно и то же - в том смысле, что и туда и сюда ехать долго. Выход в театр - праздник, к которому готовятся загодя, и нежизнеподобная, почти лишенная бытовых деталей гольдониевская пьеса - все равно что рассказ про марсиан.

Старый спектакль и нынешний помимо имени постановщика роднят еще и костюмы Марии Даниловой. Может быть, те же самые, может, похожие на те - такие же бытовые в начале спектакля, когда действие происходит "в жизни", и праздничные, карнавальные, в финале, когда герои - по мысли создателей - выходят на улицы Венеции, которая прощается со своим карнавалом.

Надо сказать еще, что этот самый Гольдони - пожалуй, наиболее традиционный для этой сцены спектакль, если считать, что одна из самых сильных традиций Нового драматического театра была заложена Борисом Александровичем Львовым-Анохиным. Эстет, знаток балета, то есть искусства, лишенного прямолинейных связей с реальной жизнью, Львов-Анохин и на драматической сцене ставил, например, "Письма Асперна" или "Реванш королевы", что-то такое, что совсем далеко от жизни, вяло текущей вдали от центра столицы, в обыкновенном спальном районе. Чувствовал стиль и умел передать это чувство другим, так что актеры не были простыми исполнителями и "стильными штучками", но становились единомышленниками и вдохновлялись его странными увлечениями и репертуарными крайностями. В театре он жил вопреки обстоятельствам. И не оценить его попыток, среди которых далеко не все приводили к удаче, было все равно невозможно.

Невозможно не радоваться красоте нынешней премьеры, постановочной культуре спектакля, если угодно, сшитого на коленях. Восемь или десять прожекторов "на честном слове" (им, прожекторам, о Венеции, фигурально выражаясь, двух слов не связать). И об этом забываешь, поскольку сами актеры, кажется, забывают, перестают думать о том, что что-то заедает, а фонари - чуть-чуть помаргивают, что оказывается на руку замыслу о призрачности праздничного веселья.

Об амплуа, кажется, здесь не заботились, и сама манера игры в общую картину не складывается: Наталья Беспалова, которая играет француженку мадам Гатто, играет так, что впору вспомнить слова Бабеля про Беню Крика: Беня говорил мало, но Беня говорил смачно. С той только разницей, что мадам Гатто при этой смачности еще и говорит без умолку. Другие держатся на сцене много скромнее, даже скованно. Как много лет назад в Театре имени Пушкина, этим спектаклем Долгачев "вводит в оборот" не одного-двух, а сразу представляет публике молодую часть своей в значительной части обновленной труппы. Как и в Театре имени Пушкина, наверняка не все эти актеры останутся в труппе навсегда, но кое с кем, думается, можно связывать планы на будущее. Долгачев это тоже понимает. Так что в определенном смысле этот новый спектакль - показ возможностей молодых, после чего кто-то останется и будет работать дальше, получит новые предложения, а с кем-то придется расстаться.

Автор этих строк не относится к большим поклонникам именно этой пьесы Гольдони, где незнакомая карточная игра тянется так долго, что успевает наскучить (и даже в какой-то момент ловишь себя на легкой дремоте), но в целом опыт показался удачным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
599
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2235
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2706
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2258

Другие новости