0
923
Газета Культура Интернет-версия

30.01.2004 00:00:00

Господин Пожарный

Тэги: кабаков, выставка, третьяковка


Илья Кабаков – самый известный (за рубежом) советский художник. Лабиринт – одна из самых важных символических структур для Кабакова. В декабре в самом дальнем зале третьего этажа Третьяковки (на Крымском валу) выстроили лабиринт из пяти альбомов Кабакова. В январе к ним добавили еще пять альбомов.

Внутри фанерных конструкций теперь заключены «10 персонажей». Первая в России полная выставочная презентация этого цикла показывает, что работы Ильи Кабакова 70-х годов выросли из наложения сюрреалистической традиции на социалистический быт. Художника, как настоящего сюрреалиста, интересуют психические отклонения и особенности зрения. И, как настоящий гражданин брежневского Союза, он переводит изучение всех этих странностей в строгую бюрократическую систему.

Никакого публичного ажиотажа. На открытии «полной версии» цикла «10 персонажей» побывала одна камера – из Нижнего Новгорода и несколько скучающих корреспондентов московских изданий. Именно это и есть самый пугающий результат полутора десятилетий «послеподпольной» жизни современного искусства в России – полное отсутствие общественного интереса к нему. Что нам Кабаков!

Кабакова уже забыли. Он уехал еще из Советского Союза. Новое поколение русских интеллектуалов фактически не знает его работ. И потому возможна такая странная реклама выставки: «Десять персонажей» станут первой не только в Москве, но вообще в нашей стране инсталляцией знаменитого московского концептуалиста». Хотя самая первая его инсталляция – «Человек, который улетел в космос из своей квартиры» – была осуществлена в 1986 году, в мастерской художника (Сретенский бульвар, 6). Другая инсталляция Кабакова была показана на выставке «Лабиринты» в Московском доме молодежи в 1988 году.

Аутентичность нынешней инсталляции «10 персонажей» вызывает сомнения. Альбомы Кабакова представлены в печатных копиях, а узкие коридоры, по которым двигаются посетители мимо рисунков, вовсе не создают того ощущения несвободы, которое должно присутствовать. Как повествует пресс-релиз, проход «по соображениям противопожарной безопасности несколько шире предполагавшегося автором». То есть у пожарных Тейт Модерн в Лондоне или Центра Помпиду в Париже нет претензий к Кабакову. А у нас главнее куратора – Господин Главный Пожарный.

«Краткая иллюстрированная история будущего» – это роскошный альбом, посвященный творчеству ребятишек из студии «ДЭЗ № 5». В будущем стол будет сам бегать за человеком и запихивать ему еду в рот, а соковыжималке нужно будет пожимать руку. Как это произойдет, можно увидеть на выставке ярких детских самоделок в ЦДХ, открытой в один день с «полной версией» инсталляции Кабакова. И, называя вещи их именами, свежие детские изделия сегодня интереснее работ Кабакова тридцатилетней давности.

Кабаков знаменит одной фразой: «В будущее возьмут не всех». Если судить по тому, как его 70-летие встретили в Москве, Кабакова в будущее не взяли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
891
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1074
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
526
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
360

Другие новости