0
1489
Газета Культура Интернет-версия

23.06.2004 00:00:00

«Bloomsday» на Сретенке

Тэги: блумсдэй, москва, театр. гинесс, рекорд, джойс


16 июня 1904 года Леопольд Блум, главный герой романа «Улисс» ирландского писателя Джеймса Джойса, отправился в 18-часовое путешествие по Дублину. Теперь этот день в Ирландии называется Блумсдэй и является неофициальным праздником, вроде Хеллоуина, хотя отмечается, конечно, скромнее.

В этом году «по блумовским местам» впервые прошли актеры театра «Школа драматического искусства» (художественный директор – Анатолий Васильев), благо новое здание на Сретенке представляет собой искомый лабиринт из площадей и «переулков». Семнадцатого июня в 8 утра, через несколько минут после окончания суточного театрально-литературного подвига, в котором приняли участие около сотни актеров, вокалистов, иностранных стажеров, музыкантов, художников и просто людей, близких театру «Школа драматического искусства», сотрудники российского представительства Книги рекордов Гиннесса вручили участникам проекта «День Леопольда Блума» сертификат: 24-часовой перформанс театра признан самым длинным в мире. За сутки актеры театра успели прочесть весь роман Джеймса Джойса. Конечно, этого бы не случилось, если бы часть сцен не читалась и не разыгрывалась параллельно, что, впрочем, предписано и написано самим Джойсом. Зрителям-полуночникам не позволили мирно дремать, – надо было выбирать и, значит, метаться между нижним гардеробом, залом «Манеж» и Каминной.

В 8 утра Блум (Александр Огарев) с книгой в руках появился в театральной кассе, окнами выходящей на Сретенку, а Стивен (Игорь Яцко, автор и генератор всего этого театрального предприятия) – на балконе театрального атриума. Лабиринту романа Игорь Яцко нашел адекватное воплощение в 24-часовом путешествии по этажам и галереям театрального здания. Театр, оберегающий свою независимость от суждений толпы, стерильность как собственных рядов, так и публики, устроил день открытых дверей. В почти что священных стенах можно было безбоязненно принимать пищу, вставать и покидать зал во время действия – ради другой сцены или назначенного себе антракта.

Можно вообразить удивление раннего прохожего, навстречу которому из окна театральной кассы вдруг высунулся молодой человек в котелке и с пейсами, со сковородкой в руке, на которой поджаривались «блумовские» почки, а затем и яичница! Первых зрителей подкармливали бесплатно, дневная, вечерняя и ночная публика должна была сама оплачивать еду. Можно было следить за движением чтеца по книге: тут и там лежали распахнутые тома «Улисса», привязанные к пюпитрам «по рукам и ногам» (на естественную забывчивость публики решили не раскошеливаться).

В первые же – утренние – часы появились знаменитости – актриса Татьяна Друбич, режиссер Евгений Каменькович и Рустэм Юскаев, один из премьеров «Мастерской Петра Фоменко». Кто-то, посетив начало, в следующий раз приехал в ночи. Трудно поверить, однако среди публики нашлось немало таких, которые выдержали марафон от начала до конца: сам Васильев иногда наблюдал за «действием» как будто со стороны, иногда – задерживался надолго, вглядываясь в то, как воспитанные им актеры усвоили «секреты мастерства» и прикладывают теперь к «постороннему» тексту Джойса приемы, открытые в работе над диалогами Платона или играющим в античные игры Мольером. Как срабатывает странная, делящая каждое слово на отдельные слоги, голосовая техника, этакий «молитвослов», порой ошарашивающий несведущих зрителей «Школы драматического искусства»┘ В «Улиссе», который сочинялся и разыгрывался на один раз, представилась возможность оценить открытость «герметичной» васильевской «Школы┘». Уроки японского танца Мин Танаки, алтайского горлового пения, игры на топшуре, шооре и комусе, лекции и показы соратников Ежи Гротовского, концерты монахов тибетского монастыря Гоман и наших алтайцев, – ничто не прошло бесследно. Из театральных уроков стоит вспомнить сцены из «Преступления и наказания», которые лет десять назад ученики Васильева разыгрывали одновременно в разных комнатах квартиры на Поварской. В «Улиссе», который одни называют первым романом модернизма, а другие – первым постмодернистским романом, уместны оказываются любые цитаты.

Игорь Яцко, которому в эти сутки предстояло читать и находиться на публике без малого 17 часов, сказал, что репетировать от начала и до конца не станет, да и возможности такой нет. Он рассчитывает на актеров. Можно сравнить увиденное с джем-сейшном, когда сыгрываться приходилось в процессе игры, от нескладных выстрелов и суеты первой сцены – к многоголосью «Пенелопы», роль которой поделили меж одиннадцатью актрисами. Из памяти кстати «выскакивал» Бродский, знавший толк в одиссеях: «Поехать к морю в не сезон, помимо матерьяльных выгод, имеет тот еще резон, что это временный, но выход за скобки года┘» 24-часовой спектакль – как раз такая возможность – выход за скобки года (с учетом того, что нынешнее лето более всего походит на межсезонье). Актеры Васильева обнаружили не только «всемирную отзывчивость» Джойса, его способность откликаться на (или – вбирать в себя) немые фильмы с участием Чаплина или «сопровождение» в виде чайной церемонии с воскурением благовоний, или авангардное музыкальное сопровождение Германа Виноградова, который «выдувает» звуки изо всего, что оказывается под рукой. Они вызывали оторопь предсказаниями Джойса, у которого поминаются развалины и тысячи жертв Нью-Йорка; грустную улыбку – рассказом о том, как Блум включается в дискуссию о патриотизме, в которой выясняется, что во всем виноваты не англичане, а, конечно, евреи. И смешили, вытаскивая наружу юмор «Улисса», который находили в, казалось бы, давно опустошенных местах, – скажем, в зачитанном до дыр «Онегине».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
504
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2002
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2408
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1999

Другие новости