0
675
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2005 00:00:00

О любви и душевных терзаниях

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - театральный критик.

Тэги: володин, театр, фестиваль


володин, театр, фестиваль Иван Вырыпаев - лауреат премии имени Александра Володина.
Фото Михаила Гутермана

Всякому человеку, который занимается театром в наше время в любой точке земного шара, имя Александра Володина знакомо, пожалуй, лучше, чем любому англичанину шекспировских времен – имя самого Уильяма Шекспира. Хотя Володин, конечно, не Шекспир. И не факт, что через четыре века его драматургия будет так же востребована, как по нынешним временам шекспировские пьесы. Не в обиду это будь сказано, а потому, что почти все им написанное – такое человеческое, личное, про него самого и про людей, которые его окружали. Удивительно по-доброму и с любовными чувствами, с каким-то неповторимым и в каждой ситуации узнаваемым и таким старомодным романтизмом; о любви, мгновеньях счастья и душевных терзаниях по самым разным, порой таким нелепым поводам – что уже сейчас читается, смотрится и слушается как очень несовременные истории про людей странных и в своей любви, и в своем благородстве, и в своих терзаниях. Как про людей прошлого века. Так, собственно говоря, оно и есть на самом деле.

Володинский фестиваль проходит уже второй раз: на первом, в прошлом году одним из трех лауреатов Премии имени Александра Володина стал актер и драматург Иван Вырыпаев. А сейчас, еще до начала фестивальных «Пяти вечеров», этот самый Вырыпаев получил возможность показать публике три свои пьесы – «Валентинов день», «Кислород» и «Бытие № 2» – в постановке режиссера Виктора Рыжакова. Эти вырыпаевские пьесы оказались очень разными и по взгляду на жизнь, и по языку, и по структуре текста, удивительно даже, что их написал один и тот же человек. Они очень далеки от текстов самого Александра Володина и близки к эстетике театра.doc, в рамках которого они, собственно говоря, и делались.

«Валентинов день» – совсем не про День святого Валентина, а про двух женщин и любимого ими мужчину, которого уже давно нет на свете. Одну из женщин играет Эра Зиганшина – и этим все сказано. В актрисе этой всегда такое абсолютное отсутствие актерства, такая «усталая» энергия человека, которому уже не надо никому ничего доказывать, и спокойная мудрость женщины, которая уже знает об этой жизни то, что многим еще только предстоит узнать. Порой казалось, что между актрисой и ее героиней нет или почти нет того театрального «зазора», который позволяет говорить об актрисе и роли, которую она играет.

«Кислород» уже давно все видели, а смотреть его еще раз стоило хотя бы ради того, чтобы подтвердить или опровергнуть позитивное впечатление от первого просмотра. Честно говоря, отключившись от заводного ритма рэпа и спокойно вслушавшись в текст, можно было обнаружить некоторые, мягко говоря, смысловые натяжки в привлечении к каждому эпизоду одной из десяти заповедей, тут и речи нет о, скажем, иллюстрировании Библии. А просто мужчина и женщина, что, кстати, очень уже само по себе по-библейски – сам Иван Вырыпаев и Арина Маракулина, – понимающие друг друга на самом что ни на есть близком, интуитивном уровне, рассказывают про свою собственную жизнь то, что они про эту жизнь думают. А ведут себя на театральной сцене так же, как, думается мне, ведут они себя и в жизни реальной, на дискотеке, в кухонных разговорах или в постели.

«Бытие № 2» в этой сценической «обойме» оказалось самым уязвимым со всех точек зрения произведением. Драматург не скрывает, а даже афиширует историю создания этой пьесы: она написана некоей Антониной Великановой, обитательницей психиатрической клиники, а затем уже «доведена до ума» им самим. Вырыпаев просто не задумывается о некорректности откровенного рекламирования автора текста как больного человека. Во всем мире уже давно принят чрезвычайно высокий уровень корректности по отношению к таким людям, которые в нашем обществе не очень вежливо называются инвалидами, но которые просто в чем-то не такие, как все.

Не говоря уже о том, что и частная жизнь самого Володина была очень непростой, – по отношению к Александру Моисеевичу вся эта PR-история выглядит не очень-то красиво. Впрочем, режиссура Виктора Рыжакова собирает диалоги в довольно слаженное действие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3395
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1924
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2223

Другие новости