0
701
Газета Культура Интернет-версия

05.08.2005 00:00:00

Как отдыхали вожди

Тэги: выставка, отдых


Тема летнего отдыха для советского искусства очень важна. Организаторы выставки предлагают взглянуть на нее с двух точек зрения: зрителей, у которых эта живопись должна вызвать ностальгические воспоминания о кратких, но пленительных периодах беззаботности, и художников, для которых лето было временем самой плодотворной работы.

На фоне прочего равноправного контингента советские художники были привилегированной прослойкой. Большие гонорары, мастерские, творческие командировки за рубеж, дома творчества в самых живописных уголках страны – о таком простому советскому человеку приходилось только мечтать. Требовалось от художника всего ничего – быть лояльным к власти, способствовать ее укреплению всеми творческими силами и не выходить за стилистические рамки, предписанные теми, кто знает, что для народа хорошо, а что плохо. Нельзя сказать, что большинство не было согласно с таким положением вещей. Художники в основном не были борцами, им хотелось просто спокойно работать.

Одна из работ – «Сталин и Молотов на отдыхе» – задает систему координат выставки. Два вождя, идущие по заливным лугам, окружены гирляндами счастливых детей, и глаза у вождей добрые-добрые. Картинами такого рода в 1930–1950-е годы любили украшать санатории, дома отдыха, элитные пионерские лагеря. Лето было наиболее плодотворным временем для советских живописцев. Пленэрная живопись возможна только в то время года, когда рука может держать кисть – немного весной, немного осенью, и, конечно, все лето. А свободные пейзажные этюды (всегда более добротные и основательные, чем у первооткрывателей пленэра – французов) – фирменный знак советского искусства 1950-х годов. Недаром на западе эта живопись называется советским импрессионизмом.

Импрессионистический налет в ту эпоху допускался даже в программных соцреалистических работах, что уж тут говорить о дачных этюдах!

Оттепельные 1960-е дали отечественной культуре не только писателей, но и художников-«деревенщиков». Славянофильский интерес к «исконно-посконному» в те времена стал одним из способов ухода от унылой советской действительности. А деревянные срубы, поленницы, соломенные крыши и некрашеные заборы – настоящее раздолье для живописца. Эта тема представлена на выставке гармоничными пейзажами Виктора Чуловича, простодушно-лукавыми работами Андрея Соловьева с их наивной тщательностью и нарядной цветовой гаммой, солнечными этюдами Дмитрия Тегина.

К 1970-м годам советское искусство неуклонно стремилось к декоративности. Один из лучших примеров – неистовая живопись Андрея Полюшенко, который довел до логического конца пластические находки художников русского модерна от Врубеля до своего учителя Крымова. Мощно структурированные облака или экстатические сполохи закатного света – визитная карточка этого темпераментного художника.

В экспозиции представлены работы Кончаловского, Терпсихорова, Максимова, Тутунова, Лавренко и многих других российских художников второй половины ХХ века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
264
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
141
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
153
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
144