0
1038
Газета Культура Интернет-версия

21.09.2005 00:00:00

Борьба за перегибы

Тэги: пермь, макарова, балет


Наверно, пермский оперный театр ни на что не надеялся, когда худрук местного балета Наталья Ахмарова написала письмо Наталье Макаровой. Знаменитой балерине, бывшей премьерше Кировского (Мариинского) театра, впоследствии – эмигрантке и международной звезде, предлагали поставить в Перми «Лебединое озеро». Но признавались, что мечта о работе с балериной есть, а вот денег, которые обычно берет Макарова в качестве гонорара, у театра нет. И Макарова согласилась поставить балет бесплатно. Зрелище получилось любопытное.

По Макаровой, «Лебединое» – балет старинный, но вечно живой. То есть внешне спектакль, как и было при его рождении, не выходит за рамки волшебной сказки времен условного Средневековья. А изнутри, по идее, этот трагический балет должен достучаться до современной публики, напоминая, что любовь всесильна, предательство разрушает, а верность и мужество все перетрут. Поэтому сценической архаики предостаточно, это принципиальный ход Макаровой. Принц (Виталий Полещук) появляется на вечеринке с книжным томиком и охотится с арбалетом, Одетта пантомимными жестами умоляет принца не стрелять в ее подруг, а бурю на озере изображает протянутая поперек задника лента, которую для «колыхания» вздымают с двух концов за кулисами. Художник Питер Фармер (Великобритания), вторя программе постановщика, оформил «Лебединое» в направлении «эстетики руин». Заросшего парка, в котором начинается балет, явно не касалась рука садовника. Мрачноватый водоем, где живут лебеди, овеян луной в полнолуние и покрыт туманом: действительно «озеро слез», как указано в либретто «Лебединого». Главное тут – достичь эффекта «романтического запустения», а с таким эффектом зритель ассоциирует понятие «старинный». Пожалуй, лишь зала дворца выглядит крепкой: «кружевные» готические своды и слегка потертые бархатные занавеси. На этом фоне хорошо смотрятся «средневековые» и вообще «под старину» костюмы Галины Соловьевой (США), хотя и здесь оранжевые и палевые тона платьев в первом действии напоминают апофеоз «золотой осени» и красивого увядания.

Партию Одетты-Одиллии Макарова танцевала много лет, причем по-своему. Память о том исполнении она заложила в требования, предъявленные пермским балеринам. По Макаровой, мало изобразить руками птичьи крылья. Наличие гибкой спины и задача обыграть эту гибкость – вот две главные установки. «Макарова требовала прогибать корпус, выявлять телесные ракурсы и, главное, ни на минуту не забывать об игре с партнером, – говорит Наталья Ахмарова. – На репетициях она учила следить за ногами – не вскакивать на пуанты, как привыкли у нас, а плавно «вынимать» стопу. Но не менее часто слышалось укоризненное замечание балерине: «Ну почему ты на него не посмотрела?»

Конфликт черного и белого – суть макаровского спектакля. Поэтому привычного по многим редакциям Шута вообще нет, его убрали как гротескный штрих, отвлекающий от главного. По словам Ахмаровой, постановщик с той же целью упростила образ Ротбарта: злой колдун в прямом и переносном смысле держится на заднем плане.

Игра с партнером приличествует как беззащитной Одетте, так и соблазнительной Одиллии. Балерина Наталья Моисеева, виденная мною, пока лучше гнется в черной пачке, чем в белой. В ее Одетте не хватает требуемой Макаровой пластики «плененной женственности», но брутальность манеры в партии Одиллии удачно ложится на материал, и женская вариация из знаменитого «черного па-де-де» Одиллии и Принца становится знаком победы порока. Кстати, о пороке. Все характерные танцы в этом спектакле рождаются как соблазн свиты Ротбарта, но куража у пермских артистов не хватает: нельзя исполнять тарантеллу или мазурку так одинаково и чинно.

Призвав на помощь классика английской хореографии Фредерика Аштона, постановщик вставила в первый акт его Вальс, замечательный, хотя и несколько стилистически чужеродный танцам Петипа и Льва Иванова, а в финал – аштоновские танцы лебедей, где асимметричный рисунок ансамблей – символ смятенности. Самой Макаровой принадлежат вариация-сарабанда Принца и постановка мистического финала, в котором герои гибнут, но после смерти воссоединяются и идут в вечность.

«Лебединым озером» труппа откроет ближайшие гастроли в Нидерландах. Только на сцену выйдут не 24 лебедя, как в Перми, а полный вариант – 48 птиц. Иначе не заполнить огромное пространство амстердамского театра.

 

Пермь–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
468
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
1302
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
1807
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
1351

Другие новости