0
1299
Газета Культура Интернет-версия

01.06.2006 00:00:00

Бах принимает всех

Роман Берченко

Об авторе: Роман Берченко - музыковед, кандидат искусствоведения.

Тэги: лейпциг, бах, фестиваль


лейпциг, бах, фестиваль Бах требует от музыкантов ответственного подхода.
Фото предоставлено пресс-службой Баховского фестиваля в Лейпциге

В Лейпциге, не самом красивом городе на свете, сохранившем во многом мрачные гэдээровские приметы, есть место, где мечтает побывать любой музыкант. Это квартал, в котором расположены церкви Святого Фомы и Святого Николая. Здесь в течение 27 лет жил и работал Иоганн Себастьян Бах. Здесь же он похоронен.

В Германии ежегодно проходят десятки баховских фестивалей, но ни один из них не может сравниться по уровню и популярности с лейпцигским. В нем участвуют лучшие современные исполнители музыки Баха – дирижеры Николаус Арнонкур, Густав Леонхардт, Джон Эллиот Гардинер, Хельмут Риллинг, Масааки Сузуки, Тон Коопман, виолончелист Йо-Йо-Ма, пианист Роберт Левин и другие. Во время фестиваля проходит множество событий, связанных с именем Баха, – в частности выставки его рукописей и документов, кинопоказы, конкурс молодых музыкантов. Но самая главная составляющая фестиваля – многотысячная публика, специально съезжающаяся в Лейпциг не только из ближних и дальних уголков Германии, но и из Австралии, Новой Зеландии, Японии, Чили, Бразилии; часами мокнущая под дождем в надежде на лишний билетик ценой, равной пенсии российского пенсионера; безропотно выдерживающая на жестких церковных скамьях исполнение баховских «Страстей», которое длится больше двух часов – по здешней традиции без перерыва; публика, не позволяющая себе шелохнуться во время концертов, а в конце устраивающая получасовые стоячие овации своим кумирам...

Бах принимает всех. Принимает, примиряет, заставляет вспомнить, ради чего мы живем. В Лейпциг стоит приехать хотя бы для того, чтобы увидеть и почувствовать это.

Каждый лейпцигский фестиваль посвящен особой теме – например, «Бах и романтизм» (2004), когда в концертах сочинения Баха соседствовали с музыкой Мендельсона, Шумана, Брамса; «Бах и будущее» (2005), где рядом с Бахом звучат Лигети и Циммерман, Ксенакис и Штокгаузен┘ Соседство с его музыкой меняет облик произведений, исполняемых на фестивале. Главным открытием фестиваля 2004 года стали духовные оратории и мотеты Мендельсона, звучавшие как прямое продолжение баховской традиции. Годом позже слушатели и критики с удивлением отмечали, что рядом с Бахом даже ультраавангардные пьесы приобретают глубину и стройность, доселе им не свойственную┘

Нынешний фестиваль, проходящий в год 250-летия Моцарта, посвящен двум гениям, разделенным между собой всего шестью годами (как известно, Бах умер в 1750 году, Моцарт родился в 1756-м) и, как всегда казалось, стилистической пропастью, – именно в эти годы произошел окончательный перелом от барокко к классицизму. Однако первые дни лейпцигского форума подчеркнули скорее не различия, а общность и непрерывность музыкальной традиции – особенно ярко это заметно в духовных сочинениях. Баховская Кантата и Реквием Моцарта, блистательно исполненные в церкви Святого Фомы под управлением прямого наследника Баха в должности кантора Георга Кристофа Биллера, оказались родственны друг другу – и не только потому, что оба произведения обращаются к вечным вопросам жизни и смерти, сострадания и надежды, но по своим художественным свойствам.

Уже прозвучали десятки камерных, органных, оркестровых, ораториальных сочинений Баха, Моцарта и их современников; показано представление моцартовской оперы «Похищение из сераля» в театре, построенном самим Гете в городе Бад-Лаудштет; с ошеломляющим успехом прошел концерт «Японской Бах Коллегиум» под управлением Масааки Судзуки, где вопреки традиции фестиваля публика заставила дирижера и музыкантов сыграть на бис. Слушатели с нетерпением ожидают сенсационного концерта Амстердамского оркестра барокко во главе с Тоном Коопманом, концертов-экскурсий в маленькие неприметные города вокруг Лейпцига, где часто бывал Бах и где до сих пор чудом сохранились лучшие в мире органы, построенные великим мастером Зильберманом.

Лейпциг–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
597
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
697
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
369
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
251

Другие новости