0
969
Газета Культура Интернет-версия

13.10.2006 00:00:00

Кукушка на орле

Тэги: малый театр, соломин, ревизор


Берется ли худрук Малого театра за Чехова или Гоголя, он разворачивает и автора к актеру, давая последнему широкую свободу для трактовок, обнаружения смысла. Актер не отлучен от процесса рождения не только роли, но спектакля как такового. Через шлифовку игры на репетициях в Малом приходят к постижению сути, возможно, оттого здесь актерские таланты крепнут, утверждаются в правах.

«Ревизор», поставленный в Малом, – тому еще одно мощное доказательство. Гоголь здесь играется весело. В Малом умеют радоваться смеху, который подсказывает театру великий писатель. Мы научились, хотя и не вполне, вдаваться в переживания оттенков болезни, комплексов подсознания, но опасно теряем на этом пути веру в слово, которое довольно часто по-детски расцвечивает модная режиссура, пытаясь, как свойственно подросткам, быть взрослее в переживаниях своего опыта, нежели есть на самом деле. Соломин щедро отдает актерам право искать смысл.

Спектакль идет 3 часа 40 минут, два антракта, а публика не торопится в гардероб. Зал в день премьеры был забит до отказа, доверчиво хохотал, переглядывался, когда гоголевские реплики совпадали с пережитым опытом зрителя. Сцена взяток прошла на ура, равно как и челобитная купцов ревизору с жалобой на городничего. Здесь публика смеялась от души, и текст Гоголя так стрелял в зрительный зал, как не попадает ни один наиновейший автор. Есть что играть, и играют от души, не вдаваясь в проповедь, хотя исполнена немая сцена, и звучит голос Юрия Соломина, но не из поднебесья, а спокойно, что приехал новый ревизор. Правда, после бьют часы-кукушка, и один из двуглавых позолоченных орлов, подобно сломавшемуся механизму, резко накреняется. Этот орел крыльев не расправит. Знак государственной власти установлен абы как. Явно и тут уворовали, что-то подтибрили.

Но, конечно, самое главное в спектакле Малого – игра актеров, щедрая, веселая, разнообразная, богатая.

Александр Потапов в роли Городничего – чиновник с большим опытом по части выгод для себя и своего семейства. Мало образован, читая письмо родственника, уведомляющего о возможном приезде ревизора, разбирает слова по слогам и ставит иногда неправильные ударения, как, например, «инкогнито». Тут, как и полагается просвещению, его поправляет смотритель училищ Хлопов – Эдуард Марцевич, насмерть запуганный, имеющий в компании отцов города репутацию человека неблагонадежного, имидж «вольтерьянца», поскольку, вероятно, никто, кроме него, не читал Пушкина и Загоскина. В сцене вранья Хлестакова Хлопов раскроет рот от ужаса. Городничему понятно, что привирает залетный гость, перебрал лишнего, но Антон Антонович скроит такую рожу смотрителю училищ, одновременно угрожая и умоляя молчать.

Городничий в первой же сцене сцепится с судьей, поскольку в преддверии беды – приезда ревизора – начнутся мелкие разборки: кто берет по чину и в какой «валюте». Ляпкин-Тяпкин Бориса Невзорова, по обличью почти тургеневский охотник, известна его страсть к этому занятию, с претензией на светский лоск, бестактно намекнет хозяину, что шубами взяток не берет. Тут схватка возникнет не на шутку, но перед лицом петербургской угрозы чиновники сплотятся в круг.

Перед нами предстанет уникальная галерея типов: шпиона не по долгу службы, а по велению сердца, воодушевленного почтмейстера Шпекина Александра Ермакова, ласкового взяточника попечителя богоугодных заведений Земляники Александра Клюквина. Людмила Полякова в роли Анны Андреевны – просто шедевр. Как выразителен ее выход в финале, когда она, как царевна, венчает себя на воображаемое петербургское царство. Актриса выходит в кокошнике, роскошном сарафане из парчи и шелков. Чем не фактура для портрета Аргунова? Еще чуть-чуть – и она поплывет в хореографии ансамбля «Березка» до Петербурга. Кстати, не совсем правда, что она готова на все с Хлестаковым, которого в сцене объяснения в любви просто от избытка чувств приподнимает по-матерински как отличившегося сына. Ею управляет не чувственность, скорее амбиции первой дамы на деревне.

Хлестаков Дмитрия Солодовника теряется среди этой мощи актерских индивидуальностей, робеет и пока не может играть на равных с первыми мастерами Малого. Но если обратиться к истории театра, то мы обнаружим, что редко случается, чтобы в одном спектакле сошлись и Хлестаков Михаила Чехова, и Городничий Ивана Москвина.

В Малом случился спектакль о Городничем, о богатых оттенках взяточничества, об отцах отечества, которых никак не взять за образцы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
795
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
468
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
432
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
648

Другие новости