0
1208
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2006 00:00:00

Швейцарскому музыканту в Москве повезло

Роман Берченко

Об авторе: Роман Берченко - музыкальный критик.

Тэги: ги бове, органист, швейцария, москва


Для большинства из нас Швейцария ассоциируется прежде всего со знаменитыми марками часов, банками, альпийскими лугами и горнолыжными курортами. Менее известно, что эта страна – одна из законодательниц мод в области органной музыки, обладающая уникальными по звучанию органами, мощной исполнительской и педагогической школой. Эта школа дала миру выдающихся органистов – от Жака Хандшина (преподававшего в начале XX века в Санкт-Петербургской консерватории) до Лионеля Рогга, чьи записи баховских сочинений 1970–1980-х годов до сих пор считаются эталонными. Поэтому вовсе не случаен интерес московской публики к концерту швейцарца Ги Бове, состоявшемуся в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

Этот концерт, организованный Московской государственной филармонией, вписан сразу в два крупных события. Им открылся абонемент «Музыка христианских богослужений», включающий четыре концерта ведущих европейских органистов; кроме того, продолжается II международный фестиваль «Девять веков органа», организованный известным российским органистом, профессором Александром Фисейским.

Следуя духу времени, Ги Бове является музыкантом-универсалом. Его репертуар охватывает все эпохи и стили. Как композитор, он создал оперы, симфонические, вокальные и инструментальные сочинения, камерные ансамбли. Бове – профессор многих консерваторий, академий и университетов (Болоньи, Берлина, Вены, Осло, Хельсинки, Дублина, Лондона, Марселя, Орегона, Далласа и др.), один из создателей Швейцарского органного конкурса, руководитель ряда органных фестивалей.

Ги Бове назвал свой концерт «Ave Maria»: его основу составили обработки литургических песнопений разных эпох, посвященных Деве Марии. XVIII век представлен Бахом и его современником де Гриньи, XIX столетие – Листом и Бёльманном, ХХ и начало XXI веков – именами Ланглэ, американца Талиба Расула Хакима, опусом самого Бове. Вместе с музыкантом мы совершили своеобразное путешествие во времени, ощутив, как менялась органная музыка на протяжении двух с половиной веков.

Наибольший интерес публики вызвали сочинения современных авторов. Они весьма различны по стилю – так, опус Ланглэ словно бы пронизан особым светом; произведение Хакима более дисгармонично и авангардно, наконец, в Токкате Бове сталкиваются две музыкальные формулы: тяжелая, неумолимая поступь и другое начало, мятущееся и нервное, пытающееся прорваться сквозь эту неотвратимость. Однако эти произведения выявляют общие черты современной органной музыки: миниатюристичность (пьесы словно распадаются на множество фрагментов, которые соединяются в целое лишь в сознании слушателя), а также поиск все новых звучаний органа, возникающих из сочетания его неисчерпаемых тембров с точно найденной музыкальной фактурой.

Техника и мастерство швейцарского органиста отточены до такой степени, что их просто не замечаешь – музыка течет как бы сама собой, помимо исполнителя, отводящего себе подчеркнуто скромное место. Вместе с тем Бове артистичен и элегантен, лишен сухости и чопорности. Весьма показателен следующий эпизод: в одной из пауз, когда органист переключал тембры, дети в зале, поддразнивая друг друга, начали наперебой кашлять, что вызвало стихийные аплодисменты. Ничуть не смутившись, музыкант повернулся в зал и тоже зааплодировал, поблагодарив публику за импровизацию.

Прошедший концерт подчеркнул важную особенность Зала имени Чайковского – его уникальная архитектура, объединяющая в одном пространстве музыкантов и слушателей, словно бы меняется в зависимости от звучащей музыки. В органных вечерах, как никогда, проявляется масштаб этого исполинского амфитеатра, накрытого рукотворным небосводом, многократно усиливая воздействие музыки. Любители органа смогут ощутить это совсем скоро, в ноябре, когда состоятся следующие концерты абонемента с участием мастеров из Германии и Италии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
611
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
711
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
379
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
258

Другие новости