0
881
Газета Культура Интернет-версия

07.12.2006 00:00:00

Моцарт крупного помола

Роман Берченко

Об авторе: Роман Эдуардович Берченко - музыкальный критик, сотрудник НИИ искусствознания.

Тэги: моцарт, большой театр


Юбилейный год Моцарта на исходе, но москвичи не были слишком избалованы Моцартианой с участием мировых звезд. Поэтому вполне объясним почти заполненный Большой зал консерватории – ведь в афише концерта, посвященного юбилею Моцарта, были заявлены такие знаменитости, как дирижер Леопольд Хагер (родившийся в Зальцбурге чуть ли не на соседней с Моцартом улице, в течение многих лет руководивший легендарным Оркестром Моцартеума, выступавший с лучшими симфоническими и оперными коллективами на всех легендарных сценах, а ныне – главный дирижер Венской Фольксопер) и сопрано из Германии Рут Цизак (исполнившая ведущие партии почти во всех моцартовских операх, сотрудничавшая с такими корифеями, как Джорж Шолти, Тон Коопман, Николаус Арнонкур, Риккардо Мути и др.), а также оркестр Большого театра.

В какой мере оправдались ожидания публики? Если уподобиться всенародно любимым «Танцам на льду», где всех участников расставляют по местам, то пальму первенства следовало бы отдать Моцарту, второе место – конферансье, который выразительно и без единой ошибки озвучил все положенные анонсы; третье – солистке, четвертое – дирижеру, и на последнем месте оказался бы оркестр.

В таком ранжире нет ничего парадоксального. Странным показался сам выбор коллектива для моцартовского концерта. При всем уважении к Большому театру – Моцарт давно и прочно забыт на его сцене (правда, в канун Нового года, готовится возобновление «Волшебной флейты»). Музыка великого австрийца игралась на концерте гораздо большим составом струнных, чем задумано у автора (к сожалению, количество никак не желало перерастать в качество), на инструментах более позднего времени, в современном строе┘ Словом, ветер аутентизма еще не достиг Охотного Ряда. Но это не главное. Игра «крупным помолом», с ритмическими и интонационными неточностями внутри групп оркестра и между ними (пусть мелкими), – подобный подход в условиях филигранного стиля Моцарта оборачивается невосполнимыми потерями. И это не вина, а беда музыкантов Большого, видимо, не привыкших к стилистическому разнообразию и переключениям исполнительской манеры. Что касается Леопольда Хагера, то и от него мы не услышали свежих прочтений. Или знаменитый маэстро не смог справиться с оркестровой рутиной Большого в условиях малого количества репетиций? Но ведь умение подчинить себе оркестр, сделать его орудием собственной интерпретации – одно из важнейших слагаемых искусства дирижера.

В этой ситуации главной героиней, «спасшей» концерт и удостоившейся в итоге наибольших оваций, стала Рут Цизак, исполнившая четыре моцартовские арии: две из них сочинены в виде вставок в оперы Мартин-и-Солера и Йомелли, две другие принадлежат оперным сочинениям самого Моцарта – «Король-пастух» и «Дон Жуан». Эти произведения весьма неравноценны по музыке: если на вставных ариях лежит печать творческой несвободы, то фрагменты из моцартовских опер овеяны настоящим вдохновением, а ария Донны Анны из «Дон Жуана» приближается к лучшим образцам его вокального искусства. Рут Цизак, безусловно, владеет всеми секретами певческого искусства: ее исполнение отличалось свободой в самых сложных фиоритурах и было почти безупречным. Единственный минус певицы – недостаток сценического обаяния и непосредственности, которые в избытке присутствуют, например, у Чечилии Бартоли или Анны Бонитатибус.

Впрочем, обаяния Цизак оказалось достаточно, чтобы вдохновить оркестр на маленькое чудо, каким на общем фоне стало исполнение финала симфонии «Юпитер», заблиставшего истинно моцартовской слаженностью, легкостью и напором.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
678
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
792
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
406
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
279

Другие новости