0
1043
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2007 00:00:00

Большой юбилей в Большом театре

Тэги: соколов, большой театр


соколов, большой театр Юбиляр не мог пожаловаться на холодность приема.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

На протокольное приглашение театра откликнулись несколько федеральных министров. Один из них, министр культуры Александр Соколов не только смотрел концерт, но и вышел на сцену в официальной части юбилея. Соколов вопреки ожиданиям не объявил о награждении Григоровича орденом к юбилею, а всего лишь зачитал приветствие президента Владимира Путина, в котором звучали слова «триумф», «легендарный» и «яркие художественные открытия». Министр обороны Сергей Иванов и министр образования Андрей Фурсенко пришли в зрительный зал к самому началу вместе с вице-премьером правительства Александром Жуковым. Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, появился заранее и в партере активно здоровался со знакомыми. Но съемочные группы телевидения практически проигнорировали известных гостей вечера, будь то драматург Эдвард Радзинский, режиссер Роман Виктюк или музыкант Владимир Спиваков с супругой. Перед началом концерта телевизионщики стаей бросились к Анастасии Волочковой. Любимая балерина Григоровича, щеголявшая в черном балахоне, покрытом блестками, всем приятно улыбалась и изящно щебетала в камеры. Когда юбиляр появился в главной ложе, публика зааплодировала стоя, директор Большого театра Анатолий Иксанов вручил Юрию Николаевичу букет, а клакеры (ей-богу, в их услугах в тот момент не было нужды) зашлись в криках «Григорович, браво!», пересиливая восторженный гул зрительного зала.

Давать фрагмент из «Золотого века» сразу за «Спартаком» – значит «встык» сравнить хореографию. Если отвлечься от декораций и костюмов, сходство двух балетов немаленькое – советский рыбак Борис и его комсомольцы через века и расстояния заимствуют па у древнего раба Спартака со товарищи, а куртизанка Эгина одалживает танцы ресторанной артистке Рите и дамочкам из нэпманского ресторана. В общем, налицо многолетняя творческая воля постановщика. Но главный эффект юбилея не в этом, а в том, что нынешние артисты бессознательно переиначивают смысл, закладывавшийся Григоровичем в момент премьеры «Спартака». И интересно понять, почему Денис Матвиенко (Спартак) – не прежний титан тела и духа, а современный артист балета, насмотревшийся американских блокбастеров типа «Александра» и «Трои» и строящий роль в подражание главным героям фильмов. Эгина Марии Аллаш – не адски честолюбивая красавица, но скорее потягивающаяся кошечка. Красс Мариса Лиепы был потоком лавы, а Красс Александра Волчкова – словно оттиск с оттиска древней статуи: красив, но холоден и малоподвижен. А вяловатый кордебалет патрициев и куртизанок вообще не знает, что такое веселье римских аристократов. Какая-то постная у них случилась оргия.

В «Золотом веке» комсомольцы в процессе рыбной ловли, отчасти даже нэпманы в ресторане были отстраненно-любезны, но не более. Из-за среднего исполнения достоинства массовых сцен Григоровича (его владение сценическим пространством) не проявились в должной мере. И комсомолец Борис должен гореть на работе, но чрезмерно бесстрастный исполнитель – Руслан Скворцов, видимо, не совсем выспался перед спектаклем. Хорошо хоть Екатерина Крысанова (бандитка Люська) проявила вдоволь эмоций и вдохновения. А «Щелкунчик», один из лучших балетов Григоровича, со Светланой Лунькиной и Николаем Цискаридзе в главных партиях, запомнился еще и техникой Вячеслава Лопатина (испанский танец), и огромным эксклюзивным букетом в виде Щелкунчика, которого Цискаридзе поднес юбиляру. Букет, по слухам, дирекция театра выписала из Голландии, и состоял он из нескольких сот лепестков.

Публике, пришедшей на юбилей, не было дела до технических и стилистических неточностей, многие из которых заметны лишь профессиональному глазу. Да и мало кто из зрителей видел, хотя бы в записи, Васильева, Лавровского и Лиепу в «Спартаке», а Мухамедова – в «Золотом веке». Им не с кем сравнивать нынешних исполнителей, кроме того, народ пришел не на исполнение, а на юбилей балетмейстера. Зрители хотели праздника, и юбиляр не мог пожаловаться на холодность приема. В финале случилась еще одна овация, крики «браво!» и блестки из-под колосников. Юрий Григорович наверняка доволен своим юбилейным вечером в Большом театре. И банкет, надо полагать, был роскошным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
271
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
273
Пять книг недели

Пять книг недели

0
157
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
252