0
1009
Газета Культура Интернет-версия

12.02.2007 00:00:00

Не наглядный виртуоз

Елена Ложкина

Об авторе: Елена Ложкина - музыкальный критик, обозреватель портала "Партер.ру".

Тэги: березовский, пианист


Борис Березовский – юноша – триумфатор Международного конкурса им. Чайковского образца 1990 года, так и не получивший диплома Московской консерватории (педагоги не стали засчитывать золотую медаль конкурса, стойко предъявив претензии к несданным выпускным экзаменам), эмигрировал почти сразу после конкурса в Британию. Поначалу он на своей малой родине, в Москве, появлялся редко. Но уже за последнюю пятилетку нового века Березовский дал в Москве достаточное количество клавирабендов, как сольных, камерных, так и с оркестром. Причем он всегда шел, идет и, очевидно, будет продолжать следовать на поводу у своих интересов. Отказывается играть на «Декабрьских вечерах» в Пушкинском музее, но с удовольствием соглашается проводить камерный фестиваль из сочинений Метнера в залах Гнесинки. С вызовом играет пять фортепианных концертов Бетховена за один вечер и иллюстрирует видеопроекцией «Картинки с выставки» Мусоргского. Неожиданным образом пианист поступил и на этот раз. Березовский, поначалу указавший в своей программе сочинения Шопена и Шумана, вначале отказался от последнего, и рецитал должен был стать монографическим – исключительно из произведений польского романтика. А в конечном итоге исполнил Третью сонату Шопена и прелюдии Рахманинова.

Можно сказать, что концерт стал традиционным для музыканта выступлением. Ведь Березовский – не наглядное пособие для современного студента-пианиста, втайне мечтающего хотя бы о малой части ангажементов из арсенала звезды мирового уровня. В век, когда в исполнительстве дух захватывают технократические темпы и явной доминантой становится визуальная, почти трюкаческая сторона, Березовский не вписывает себя и открещивается от подобных проявлений с аристократическим достоинством.

С роялем Березовский обращается достаточно скупо, не не сухо, чутко, но не чувствительно. Не уходя в эфемерный звуковой мир, свойственный, скажем, Шопену Плетнева, у Березовского, любящего пастельные краски звучания, поразительна общая культура звука. Переслащенный пафос и гнетущая мятежность – частые спутники пианистов при исполнении Третьей сонаты – у Березовского отсутствовали напрочь. Он не погружается в глубины духа, не безоглядничает, не щемит шопеновской гармонической красотой, не умудряет паузами и зависаниями, виртуозностью не кичится. Рояль у него поет, и выделка всех непременных составляющих (от микросхемы нюансов до журчащих пассажей) у него ювелирная. И такое мастерское владение инструментом закрепляет за ним титул пианиста высочайшего класса.

Что касается прелюдий Рахманинова, сыгранных на одном дыхании, то надо сказать, что здесь Березовский не постеснялся рахманиновской риторики, элегии и мощи. Исполненный на бис Вальс Равеля – действительно трансцендентный виртуозный опус под неофициальным названием «ломка пальцев» – был Березовским исполнен изящно и блестяще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
1209
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
1186
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
1248
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
1124