0
960
Газета Культура Интернет-версия

14.06.2007 00:00:00

Бах помимо человеческой воли

Тэги: бах, музыка, фестиваль


бах, музыка, фестиваль Страстный порыв Николауса Арнонкура.
Фото предоставлено организаторами фестиваля

Если сесть в Москве в самолет, то через два часа можно оказаться в Берлине. Еще полтора часа на электричке – и вы в Лейпциге. А затем всего семь минут пешком по старинной брусчатке – и вы попадаете в XVIII век, на площадь перед церковью Святого Фомы, где в течение почти трех десятилетий служил и где похоронен, возможно, величайший музыкант в истории – Иоганн Себастьян Бах.

Конечно, не только это имя составляет славу Лейпцига. Здесь родился Рихард Вагнер, творили Мендельсон и Шуман, открылась первая в Германии консерватория, а концертный зал Гевандхаус и одноименный симфонический оркестр уже полтора столетия входят в число лучших в мире. С демонстраций в Лейпциге в 1989 году началась та волна, которая привела в итоге к падению Берлинской стены и объединению Германии. И все же и для немцев, и для остального мира Лейпциг – это прежде всего город Баха.

Подсчитано: в дни ежегодного Баховского фестиваля население города увеличивается на 50 тыс. человек. Билеты на большинство концертов проданы давно, однако люди часами выстаивают у касс в надежде на заветный пропуск. Ваш покорный слуга стал свидетелем того, как японские и американские туристы едва не начали мировую войну из-за дефицитного компакт-диска. Специально к фестивалю ведущие фирмы звукозаписи переиздали музыку Баха в трактовке звезд форума нынешнего года – Николауса Арнонкура, Густава Ленхардта, Джона Элиота Гардинера – по мизерным ценам (от 3 до 5 евро). Спрос на эти записи настолько превысил предложение, что вначале туристы покорно стояли в очереди (очень похожей на нашу за колбасой, двадцатилетней давности), а когда стопка дисков истаяла, вспыхнула потасовка из-за последнего экземпляра.

Главным событием этих дней стал долгожданный приезд в Лейпциг и концерт в церкви Святого Фомы первопроходца аутентичного исполнительства, одного из самых авторитетных современных дирижеров Николауса Арнонкура с программой из кантат Баха. Излишне упоминать, что зал встретил и проводил его стоячей овацией. По сравнению с бескомпромиссными записями 60–70-х годов манера Арнонкура изменилась: он вернул в состав исполнителей женщин (ранее, следуя традиции баховских времен, Арнонкур использовал только мальчишеские голоса), стал играть Баха более мягко и чувственно. Дополнительный мистический оттенок придали концерту особенности архитектуры церкви Святого Фомы. Дело в том, что более тысячи мест для публики – это скамьи, расположенные лицом к алтарю, в то время как музыкальная ложа находится на галерее, позади зрителей, которые почти не видят исполнителей, а лишь слышат музыку, возникающую где-то наверху и словно бы помимо человеческой воли.

На этих днях в элиту исполнителей музыки Баха ворвалось новое имя и новый коллектив. Это Конрад Юнгхенель и его «Кантус Кёльн». В прошлом году эти музыканты возглавили исполнение оперы Генделя «Поро» на фестивале в Геттингене, прошедшее с оглушительным успехом и ставшее их пропуском на нынешний Баховский фестиваль. Юнгхенель оправдал выданные ему авансы, вначале исполнив сложнейшее духовное сочинение предшественника Баха – Дитриха Букстехуде, длившееся более часа, а когда публика чуть заскучала, музыканты из Кёльна сыграли одну из знаменитых баховских кантат так, как будто она написана только вчера. Скептики были посрамлены, наградой исполнителям стали одобрительный свист и топот ног – здешние знаки высшей похвалы. По лицам Юнгхенеля и его коллег, светившихся счастьем, было ясно: в эти секунды произошло главное событие в их жизни – признание в городе Баха.

Воскресным днем публика стала свидетелем замечательной адаптации оперы «Орфей» Монтеверди для детей – шесть актеров (они же хористы и оркестранты в одном лице) всего за час с небольшим сумели не только донести до маленьких зрителей сложнейший сюжет и прекрасную музыку, но и вовлечь их в исполнение, ко всеобщему удовольствию.

Лейпциг


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
768
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
898
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
446
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
305

Другие новости