0
1447
Газета Культура Интернет-версия

02.11.2007 00:00:00

Песни славян

Тэги: театр, фестиваль


театр, фестиваль Победителем фестиваля стал спектакль «Лесная песня» Николаевского художественного театра.
Сцена из спектакля. Фото предоставлено Николаевским художественным театром.

Разговор о русских театрах на постсоветском пространстве невозможен вне политического контекста.

Не секрет, что с распадом СССР была повержена оптимистичная идеология счастливой «семьи народов» во главе с великодушным большим русским братом. Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ окончательно стал символом уходящей натуры империи Советов. Эти театры в 90-е в одних бывших советских республиках пали жертвами националистической политики, в других оказались в социальной изоляции в силу поспешной миграции русскоязычного населения. Еще недавно культурные очаги с традициями стали стремительно терять не только художественный уровень, но и сверхзадачу своего существования. Прежнее привилегированное положение сменилось извинительным существованием. Возникли проблемы во всех звеньях театрального организма: репертуаре, формировании труппы, режиссуре, театральном образовании. Ельцинская Россия бросила русские театры на произвол. Путинская – благодаря инициативе СТД РФ (ВТО) вспомнила о них. При активном участии в этом председателя СТД Александра Калягина и при содействии президента был организован Центр по поддержке русских театров за рубежом, который сегодня осуществляет посильную помощь, организуя гастроли театров в Москву, присылая специалистов по тем или иным театральным профессиям на места, проводя семинары и лаборатории для театральных работников постсоветского пространства.

Международный фестиваль Homo Ludens в городе Николаеве в Украине проходит во второй раз и приглашает к себе русскоговорящие театры как Украины, так и ближнего зарубежья – России, Молдовы, Приднестровья. Инициатор фестиваля – идейный организатор и вдохновитель – Николаевский художественный русский драматический театр во главе с худруком и директором Николаем Кравченко, который в своей стратегии исходит из того, что театральное пространство шире новых установленных границ на территории экс-СССР. Хотя некоторым театрам из-за таможенных кордонов было совсем не просто вызволить театральный груз и добраться до Николаева вовремя. Этот молодой фестиваль, который проходит при полной финансовой поддержке Николаевского городского совета, не рвет связей с Россией, активно сотрудничает с Центром поддержки. Театр играет только на русском.

Несмотря на то что Украина стремительно украинизируется – из 15 телевизионных каналов, которые принимались в гостинице, только два шли на русском, – страна все равно остается двуязычной, причем органично двуязычной. Если у граждан берутся интервью, то для телеканалов нет проблемы в том, чтобы транслировать прямую речь без перевода на украинский или русский. К сожалению, сравнение телевидения Украины и России, если говорить об официальных каналах, окажется также не в пользу наших. Предприниматель и драматург Александр Мардань, живущий и работающий в Одессе, объясняет это, в частности, тем, что Украине в ее исторической ретроспективе никогда не были свойственны имперские амбиции в отличие от ее более амбициозных соседей – Польши, России. Жовто-блакитное телевидение спокойней в комментариях относительно российской политики. Увы, но в таком сравнительном контексте зреет подозрение, что наше телевидение по поводу Украины добирает то, что проиграла наша дипломатия. Спортсмены бы сказали: разбираемся после матча в раздевалке.

С вами любезно общаются на русском и на паспортном контроле, и на таможне, и в магазине, и в ресторане. А николаевский зритель столь гостеприимен, что такого надо поискать. После каждого спектакля публика встает и аплодирует, и мало кто покидает зал прежде, чем дадут занавес и актеры уйдут со сцены.

Первые шаги николаевского фестиваля направлены на то, чтобы зрителя вернуть в свой собственный театр, поэтому сейчас, приглашая тот или иной коллектив, Николай Кравченко отдает предпочтение тем, что уже имели успех у публики. Есть и другой резон в афишной политике. В Украине, как и в России, разрушена гастрольная практика, поэтому фестивали становятся одной из немногих форм, заменяющих отсутствие гастролей. Приезжают театры ближнего географического круга: из Волгограда, Таганрога, Кишинева, Тирасполя, Херсона.

Конечно, «Человеку играющему» еще предстоит выработать свою фестивальную идеологию, которая, вероятно, пойдет по пути географическому, поскольку уже сейчас присутствует весьма существенное уточнение – фестиваль международного черноморского клуба. Идея объединить Черноморьем театральную культуру стран, туда входящих, наиболее близка организаторам. Пока же фестиваль собирает камни, делая Николаев местом встреч русских театров.

В этот раз на фестивале работало жюри, в которое входили представители Украины, России, Молдовы, Болгарии. На заключительном вечере по итогам просмотренных спектаклей было оглашено решение. В номинации «Лучший спектакль» победила постановка «Лесной песни» Леси Украинки, режиссер Николай Кравченко (Николаевский художественный русский драматический театр); в номинации «Лучшая мужская роль» – актер Бондаренко за роль графа Палена в спектакле «Царство зверя? Павел I» по Дмитрию Мережковскому (Таганрогский драматический театр им. А.П.Чехова). В номинации «За лучшую женскую роль» поощрения удостоены две актрисы: Анна Дьяченко за роль Катерины в пьесе «Девочки» Александра Марданя (Одесский драматический театр) и Вера Марьянчик, сыгравшая роль, обозначенную в программке как «Она», опять же в пьесе А.Марданя «Лист ожиданий» (Русский драматический театр им. А.П.Чехова, г. Кишинев, Молдова). В номинации «За лучшую мужскую роль второго плана» – Анатолий Соколов за роль Дяди Льва в «Лесной песне». Жюри отменило номинации за хореографию, музыкальное оформление.

Надо отдать должное спектаклю николаевцев, которые взялись за поэтическую драму украинского литератора Леси Украинки «Лесная песня», обращенную к далекому праславянству, в котором еще боги и люди сосуществовали в естественном общении, столь свойственном язычеству. Эта драма объемом в 90 страниц поэтического текста не частый гость на сценах. Режиссер Николай Кравченко решил спектакль в жанре волшебной сказки-феерии, в которой, впрочем, более убедительной оказалась история земная, а не волшебная о Мавке, дочери леса, проникшейся любовью к человеку, испытавшей драму любви. Эта дикарка оказывается нежнее человеческого мира, который агрессивен природе, не бережен, груб, равнодушен к живому. И возлюбленный Лукаш между поэзией и нуждами низкой жизни выбирает последнее. Николаевцы разыграли печальную сказку, в которой недочеловек оказывается больше человеком, чем сам человек.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
565
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
352
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
330
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
473

Другие новости