0
992
Газета Культура Интернет-версия

25.03.2008 00:00:00

Субъективность объектива

Тэги: фестиваль, фото, музыка


Приезд в столицу Антона Корбайна с избранной частью его огромного фотографического багажа – заметный вклад в Фотобиеннале-2008. Корбайн, кроме того, разнообразил обширную фотографическую программу фестиваля российской премьерой своего фильма «Контроль», посвященного группе Joy Division и награжденного в 2007 году каннской «Золотой камерой» (хотя не только ею) за лучший режиссерский дебют. Он и фотообразы свои режиссирует.

Музыка «взглядом» фотоаппарата зазвучала для Корбайна в 72-м на рок-концерте. С тех пор помимо фотографии он работал над музыкальными клипами, над сценическим оформлением концертов, в графическом дизайне, теперь вот снял фильм про культовых Joy Division, ради которых в свое время даже перебрался из Голландии в Англию. Тем не менее на причисление своей персоны к когорте рок-фотографов Корбайн смотрит весьма скептически – нет, он не ездит за ними на гастроли и не ловит каждое движение. Ему интересна прежде всего личность.

В своем российском выставочном «турне» (Петербург, теперь Москва) Корбайн отчитывается о четырех крупных фотографических периодах: он «измеряет» (согласно названию) звезд музыки и кино в условиях документальной, затем студийной съемки, имитирует добытый папарацци случайный кадр, а также сам перевоплощается в знаменитостей.

Фотохудожник считает, что одна из возможных причин успешных контактов со звездами в том, что к съемкам он относится как к обычному делу, что не ездит с большой командой ассистентов, а снимает быстро и один. Несмотря на все это, в его работы закрадывается некая недосказанность, тайна, говоря более пафосно. Предлагая свое видение образа знаменитости, Антон Корбайн на самом деле часто накидывает на нее маску. Образовавшаяся неопределенность открывает протяженную перспективу интерпретаций, в которых зритель абсолютно свободен, снимать ли маску и что за ней видеть.

Один из наиболее простых способов создания образа – работа с аксессуарами. У Корбайна звезды-маски (ведь они и правда для нас маски) начинаются с кукол в роли группы Kraftwerk. Затем это собственно маски – скажем, венецианская карнавальная у Мика Джаггера. Так в портретах активизируется карнавальная составляющая жизни публичных людей. Еще один тип маски, раскрывающей суть, – темные очки; надвинутая на глаза шапка Джонни Деппа или отражающаяся в зеркале половина лица Брайана Ино (причем получившийся «портрет» дополнен висящим на зеркале же париком).

Маска в широком смысле слова, замена себя кем-то другим, парадоксальным образом выявляет грани собственной индивидуальности. Она может присутствовать в виде нарисованных на закрытых веках глаз (как бы своих, но на деле чужих) у Трента Резнора. С другой стороны, Дэвид Боуи в сценическом «костюме» (в 1980-м он играл на Бродвее в постановке Elephant Man), серия корбайновских автопортретов-перевоплощений в Джона Леннона, Боба Марли и других, а также кадры а la папарацци (в действительности тщательно срежиссированные). Все это тоже виды маски, игровая форма рассказа о себе под чужим именем.

Корбайн также эффективно заставляет работать на создание образа композицию и движение. Вот-вот исчезнет из кадра голова Дэнни Де Вито, оставив вместо себя воздушный шарик. Клинт Иствуд указывает на зрителя жестом вроде «А ты записался добровольцем?» Стоят на спуске в метро Joy Division (но стоят мрачновато, будто решая некую экзистенциальную проблему). Движение касается не только модели в кадре (когда, например, Эдди Веддер превращается в силуэт-тень), но и замеченного и направленного движения нашего взгляда. Взгляда, который выхватывает часть лица, видит модель за стеклом с «движущимися» бликами или фокусируется на тени вместо героя, как бы делая ее более значимой и говорящей, нежели самого владельца. Все это участвует в режиссуре образа, с одной стороны, и в программировании нашей эмоциональной реакции, с другой. Кстати говоря, композиция и движение в кадре в большой мере отвечают за выразительность и в фильме «Контроль». Помимо череды кинокадров, построенных как фотопортреты солиста Йена Кертиса, запоминается сцена гипноза: камера (или мы?) медленно обходит героя вокруг, потом та же камера движется по аналогичной траектории вокруг вышки с проводами на фоне неба.

На открытии Артемий Троицкий сказал, что созданные Антоном Корбайном образы бывают иногда глубже музыки или фильмов их героев. Пусть. Зато сами они «сыграны» и срежиссированы так, что позволяют не только погрузиться в предложенный образ, но и создать на его основе свой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1789
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1740
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1369
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1206

Другие новости