0
809
Газета Культура Интернет-версия

24.06.2008 00:00:00

Домик во вселенной

Тэги: фестиваль, театр, франция


Театр Наций совместно с Французским культурным центром проводит фестиваль «Другой театр из Франции и не только». Первый московский спектакль – работа под названием «План Б» «Компании 111». Концепция и сценография – Орельен Бори, постановка – Фил Солтанофф.

Этим спектаклем управляют два чувства – поэзии и пространства. Актеры здесь еще и акробаты, жонглеры, эквилибристы. Однако, заходя на территорию цирка, спектакль остается в границах театра, того направления, которое восхитило нас в канадском режиссере Робере Лепаже, очаровало в канадском Цирке «Элуаз», а также на Театральной олимпиаде во французской компании «Дешамп и Дешамп» – в их спектакле «Братья Зенит».

«Компания 111» работает в камерной форме, но суть не меняется. В каком-то смысле она ведет себя еще более радикально, отказываясь от слова, погружая нас в тишину, чтобы зритель внимал как метаморфозам тела в пространстве, так и трансформации самого пространства.

Несмотря на название «План Б», взывающее к детективной интриге, сюжета в привычном понимании в спектакле нет. Вероятно, его создатели остановились на таком названии, чтобы отчасти обозначить то самое направление театра, взывающее к поиску языка, игре со сценической иллюзией. Артисты танцуют и дурачатся в воздухе, но чем больше трюков они демонстрируют, кстати, требующих огромного труда, тем меньше думаешь о технологии такого незаурядного зрелища, поскольку у этой работы есть душа, поэзия. И если уж определять «о чем», то сказать можно просто, – о человеке, постигающем себя в пространстве, о красоте вселенной, которая дает место человеку, способному резвиться и грустить, забавляться и созерцать. Человек не одинок в мироздании, которое смотрит на него с добрым пониманием.

Актеры и вправду похожи на космонавтов. Они, сами невесомые, существуют в невесомости. Игра со сценической иллюзией доведена до предела, но подчинена опять же не демонстрации изощренного остроумия, а радости приобщения к чуду, способности восхититься сложностью устройства вселенной.

Сначала актеры, похожие на клерков, скользят по наклонной крыше. Их движение останавливает карниз, но они снова выпрыгивают, и словно с горки, скатываются, не желая прерывать движения. Вдруг в этой крыше обнаружатся препятствия. Из «горки» вылезут уступы, которые актеры превратят в акробатические снаряды и продолжат свой танец под углом. Но и самой конструкции создатели долго стоять в неизменности не позволят: наклон уберут. Крышу опустят как бы на землю, хотя еще вопрос, перенесется ли действие на твердь земную или актеры продолжают свою игру на воображаемой высоте – только режиссер сменит систему координат их милого хулиганства. Вершина дома станет плоскостью. Актеры дадут волю своей игре, как в детстве мальчишки облюбовывают чердак, крышу, так артисты превратят предложенное пространство в новый этап, новое качество игры. Тут вам и жонглирование, и театральная игра с предметами. Действие не прерывается ни на секунду, то и дело подхватывается, доигрывается, и опять вводится новая тема. Сначала жонглирует мячиками один актер. Мячик летит в дыру, актер продолжает играть, но звук скачущего по полу мяча раздается гулким эхом. На мячики заводятся все остальные. И в этом сюжете предмету дается равное право на самостоятельное поведение. Не все в руках человеческих: мячики выпрыгивают оттуда, откуда их никто не ждет, и делают свое предложение игрокам. Одно из окон актеры используют для концерта в четыре руки, виртуозно манипулируя все теми же белыми мячиками, они исполнят почти анимационный этюд о птичке, залетевшей к ним на чердак.

Французы этим спектаклем напоминают нам, что они преемники по праву живописного модернизма. Культура визуального заставляет вспомнить и Матисса, и Пикассо. Тело актера вставляется в окна самым немыслимым способом. На наших глазах ноги отделяются от туловища, а руки живут сами по себе, но продолжают жонглировать.

Кульминацией этой симфонии движения, фантазии и игры становится финал. Декорация вновь трансформируется. На плоскость сцены положат домик, и актерам, имитируя движение, придется превратить вертикаль в горизонталь. С помощью видеокамеры и проектора, которых зритель не видит, их силуэты отражаются на прозрачном заднике сцены. Это удвоение физического присутствия, данного одновременно в разных ракурсах, завораживает. Мы видим человека и с земли, и из космоса. Вот он усаживается у окна своего дома. Но в тот же самый момент нам показывают его и сидящим на крыше, открытым пространству мироздания. Играет гитара, и греет чувство, что тихий перебор аккордов с земли доходит до неба.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
853
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
458
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
467
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
419