0
994
Газета Культура Интернет-версия

08.07.2008 00:00:00

Горький Олби

Тэги: театр, премьера, томск


В Томском областном театре драмы сезон завершился традиционным фестивалем «Итоги сезона», на котором театр представил жюри, публике шесть премьерных спектаклей.

Несмотря на то что реформа социальной сферы (а театр попал в ловушку госпреобразований) ведет, как утверждают руководители театров, к сокращению количества спектаклей, а в перспективе и закрытию, Томский театр выпустил в уходящий сезон семь премьер. Репертуар пополнился и детской сказкой, и двумя комедиями, в том числе комедией Уайльда «Как важно быть серьезным», и русской классикой – постановкой пьесы Горького «На дне», и зарубежной пьесой, уже вошедшей в классику, «Не боюсь Вирджинии Вулф». Премии на этом фестивале вручаются только актерам, и свою задачу, исходя из финансовых возможностей, худрук Юрий Пахомов и директор Геннадий Сокуров видят в том, чтобы поддержать лучших в труппе.

Местный Гран-при – «Золотая кедровая ветвь», главная и самая почетная, на этот раз вручена пришлому актеру Евгению Казакову, который был приглашен из соседнего Северского театра для детей и юношества на роль Джорджа в спектакль «Не боюсь Вирджинии Вулф». Работу его партнерши Татьяны Аркушенко, сыгравшей Марту, жюри отметило как лучшую женскую роль.

Этот сценический дуэт в столь непростой пьесе Эдварда Олби по праву царит в спектакле, ведет свою впечатляющую игру на разных уровнях. Ведь эту пьесу не сыграть, не погрузившись в темные стороны подсознания, комплексов, доставшихся в наследство от прожитой жизни. Однако эту пьесу и не сыграть, если слишком увлечься этими темными сторонами психологии.

Приглашенный на эту постановку режиссер из Белоруссии Сергей Куликовский сумел найти свой шифр, чтобы раскрыть по-новому эту пьесу. Марта и Джордж ведут свою игру в несуществующего ребенка, и для их жестоких игр в таком роде с привлечением посторонних, в данном случае приглашением новеньких и в качестве зрителей, но и подопытных кроликов в психологической битве – молодой, еще неискушенной пары Ника и Хани, – есть свой «надличностный» смысл. Все четверо зажаты стенами дома американского профессора, чтобы осознать, во имя чего и как продолжать род. Биологический ли это вопрос или все-таки прежде всего «исторический», то есть духовный. Прагматик Ник – биолог, артистичный неврастеник Джордж – историк здесь протагонисты. Для одного акт зачатия и рождения есть вопрос исключительно биологический, можно и из пробирки получить младенца, для другого – таинство, акт любви, его личного чувства и только его тела. Острота переживания усиливается, поскольку над Джорджем когда-то было произведено насилие: он не может иметь детей. В прошлом он пациент психиатрической клиники.

Марта и Джордж начинают свою игру в ребенка как ненавидящие друг друга. Они возвращаются с вечеринки изрядно принявшие алкоголя, Марта весьма нетвердо стоит на ногах. Каскад остроумных эскапад, которыми муж и жена безжалостно обмениваются, призван причинить боль. Ясно, что подобный театр они устраивают не в первый раз, но ясно также и другое: они идут на такую игру нечасто. Ведь затевая розыгрыш с несуществующим ребенком, они должны будут похоронить в конце игры своего воображаемого взрослого сына, похоронить надежду, похоронить смысл своего брака. А что же остается? Казаков и Аркушенко оставляют право на любовь друг к другу. Эта потребность в странной, почти безумной игре есть необходимость доиграть жизнь: сначала придумать ее, а потом расстаться с тем, что придумал. Дожить непрожитое, пережить неслучившееся. Этот шаг от ненависти до любви – трогательной, щемящей – проживают через фарс на наших глазах два героя.

Худрук театра Юрий Пахомов поставил в этом сезоне «На дне». Вместе со сценографом Валерием Новаковским создатели спектакля превратили ночлежку в своего рода Ноев ковчег. Декорация трансформируется в спектакле не раз, чтобы сменить места действия: то действие развернется в самой ночлежке, то, к примеру, в финале на крыше. Тогда же хлынет ливень, то ли очищающий, то ли хоть на время несущий свежесть, воздух, которого так не хватает горьковским ночлежникам.

В пьесе, которая избалована вниманием театров, непросто обнаружить новые смыслы. Однако Юрию Пахомову удается, выстраивая столь сложную партитуру спектакля от пространственного решения до музыкального ряда с ерническим пением песен о Сибири Дмитрия Хоронько, обнаружить новое содержание. Прежде всего в трактовке Луки и противостоянии Луки и Сатина. Почему Лука так печется о Ваське Пепле? В спектакле есть ответ: когда-то в молодости Лука сам прошел через то, что предстоит пройти Пеплу. Лука знает по себе и потому предупреждает, что надо бежать от Костылевых. Не столько мудрость, а опыт «беспачпортного» странника управляет Лукой Дмитрия Киржиманова. И Сатин, который по школьной программе противостоит Луке, оставаясь при своих после исчезновения старика из ночлежки, в спектакле Пахомова не выглядит протагонистом Луки, напротив, монолог «Человек – это звучит гордо» Владимир Варенцов начинает с вопроса, который оставил в наследство картежнику и вору старик.

Этот императив не Сатина, а Луки. А уж как на него отвечать – личное дело каждого.

Томск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
314
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
168
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
178
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
169