0
2058
Газета Культура Печатная версия

01.09.2008 00:00:00

Уже конструктивистский, но еще не конструктивный разговор

Тэги: ленинград, петербург, конструктивизм


ленинград, петербург, конструктивизм Старый Ленинград: Дом Советов Московского района.
Фото предоставлено организаторами выставки

«Новый Ленинград. Архитектура Ленинграда 20–30-х» – это несколько десятков фото (плюс видеоряд, у которого больше возможностей показать здание в среде и в объеме). «Новый Ленинград» как лозунг и призыв к новой жизни. Заново открытый старый Ленинград и старый Ленинград в контексте жизни нового Петербурга. Первая ласточка нового издательского проекта (обещают, что выйдет книга в начале 2009-го), посвященного ленинградскому конструктивизму. О самом проекте пока известно довольно мало, а вот снимки фотографа и медиахудожника Владислава Ефимова, которые будут оформлять будущее издание, уже можно посмотреть.

Как говаривал товарищ Саахов: «Э, торопиться не надо». Нет, идея, конечно, хорошая – начать знакомить широкую публику с ленинградским конструктивизмом, развивавшимся в то время, как в Москве работали Мельников, Веснины, Гинзбург, Голосов┘ Ленинградский список имен – и соответственно построек – такой известностью не обладает. И эту лакуну собираются заполнять (была, например, в 2004-м в Петербурге обстоятельная выставка «Неизвестный Ленинград. 20 шедевров архитектуры конструктивизма» – с проектами, с рассказом об экспериментах). Но сейчас все-таки торопиться не надо. Иначе испытаешь недоумение и скорее всего даже раздражение. Попав в темный зал с 40 двухсторонними лайтбоксами, оказываешься в лабиринте зданий, по которому тебя никто (по крайней мере так было и в день открытия, и на следующий день) направлять не собирается. Обещанных разделов о культуре, спорте, быте, образовании, управлении, промышленности – как и подписей к фото – не было (для желающих – каталог в киоске). «Who is who» обещали вскоре обозначить. В общем, выставка уже открыта, но еще не то чтобы совсем готова. Тем более неожиданно, раз акцентируется идея знакомства с малоизвестной архитектурой.

Но идея, безусловно, заслуживает уважения. Можно довольно долго спекулировать на тему значения знания своего прошлого – для всех; значения ввода в широкий оборот важной части архитектурного наследия – для новых исследований.

Правда, не вполне понятна все-таки концепция экспозиции. Замечательные сами по себе снимки, по одному на здание, вполне красочно раскрывают несколько открыточную эстетику поверхности архитектуры. С ее горизонтальными/вертикальными рядами ленточных окон, с играющими в конструктор (а как же!) приставными геометрическими объемами, с вариациями на темы угловых полукруглых сегментов, башен, а также жилых массивов, клубов и стадионов┘ Отчасти раскрывают и трагедии тех построек – обветшание, пластиковые окна (надо думать, что это еще не самое страшное). Действительно, впечатляет, но ведь это лишь часть. А как-то привычно думать, что архитектуру следует смотреть по крайней мере с нескольких точек. Желательно с планами. Особенно если говорить про утопические концепции нового коммунального быта и нового человека. А так – показали интересные снимки, но не рассказали, в чем суть явления. Или же непонятно, что для устроителей было первичной задачей – сами фото или рассказ о ленинградском строительстве 20–30-х годов.

Архитекторы не то чтобы вовсе не известные. Работали в Ленинграде, скажем, Щуко с Гельфрейхом: потом в сталинской Москве они отметятся зданием Ленинки и совместным с Борисом Иофаном проектом Дворца Советов, а до всего этого Щуко и Гельфрейх построили в Ленинграде ряд промышленных сооружений – к примеру подстанции. Александр Никольский, Ной Троцкий или Игорь Фомин (первый – ученик, второй – сын Ивана Фомина), имена которых среди ленинградских конструктивистов звучат одними из первых, представлены соответственно жилмассивом на Тракторной улице, Дворцом культуры имени Кирова, Технической школой и другими зданиями (весьма немногочисленными в случае Никольского, что несколько удивляет). Показаны и известные сооружения известных архитекторов, и те, которые почти не знают или знают плохо.

Если бы еще в сценарии выставки было прописано, например, как выглядел изначально Канатный цех завода «Красный гвоздильщик» Якова Чернихова (ныне с заложенными окнами и вообще довольно потрепанного вида) – как-никак, самый известный проект этого архитектора-экспериментатора. Фотографии сами по себе хороши, но в данном случае они требуют некоторого количества представляющих их слов. Тех, которые говорят при знакомстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цифровое правосудие дает сбои на адвокатах

Цифровое правосудие дает сбои на адвокатах

Екатерина Трифонова

Процесс внедрения новых технологий приобретает обвинительный уклон

0
947
Правительство обещает облегчить доступ бизнеса к госпомощи

Правительство обещает облегчить доступ бизнеса к госпомощи

Ольга Соловьева

Предприниматели надеются на снижение налоговой нагрузки

0
905
Культ гостя никто не отменял

Культ гостя никто не отменял

Андрей Щербак-Жуков

Светлана Некрасова

Семинар-совещание в Махачкале собрал молодых писателей со всей России

0
902
Любимая бабушка

Любимая бабушка

Александр Гальпер

Рука, торчащая вверх, и другие рассказы социального работника

0
517

Другие новости

Загрузка...