0
988
Газета Культура Интернет-версия

13.07.2009 00:00:00

Равновесие расчета и грез

Тэги: цирк


цирк Актер приручает разом и нож, и поленья.
Фото с официального сайта Чеховского фестиваля

На пресс-конференции на вопрос корреспондента «НГ» о том, кого мы видим на арене в спектакле «Секрет» – самого ли Жоана Ле Гийерма или все-таки воображаемый образ, французский актер ответил кратко: «Это – обратная сторона меня».

В непосредственном общении Гийерм – тихий, стеснительный человек. Его смущает внимание к собственной персоне: ответы журналистам коротки и немногословны. На арене же творит бешеный поэт пространства, сумасшедший инженер, конструирующий свои чудо-машины, которые осваивает, чтобы проверить, насколько возможно перехитрить природу ему, Жоану Ле Гийерму. Раз за разом он приспосабливает свою совершенно уникальную цирковую балансировку к разным объектам. Кажется, если актер не отменяет законы гравитации, то отважно заигрывает и шалит с земным притяжением.

В цирке «Иси», цирке одного актера (хотя Гийерм бы поправил, что, да, на сцене он один, но еще на его «Секрет» работают шесть человек), на арену выходит странный человек. С угрюмой агрессией мрачный мачо приступает к дрессировке самых разных полуфантастических и уж совсем фантастических предметов. Слышится львиный рев зверя, но на арену выкатывается плюшевый треугольник. В него смело сует голову наш герой, в ответ непослушный предмет выплевывает героя на арену, правда, оставив себе на закуску рубашку незадачливого укротителя┘ Или жестяные тазы, они выкатываются на сцену и под ударами хлыста циркового агрессора вращаются сами по себе по кругу арены. Однако дрессировкой железяк дело не ограничивается – сам хозяин арены прыгает на ходу в чан, не нарушая при этом стройного ритмичного вращения жестяного хоровода┘ На глазах публики из хаоса книг Гийерм будет долго и подробно осуществлять свою расстановку в ширину и в высоту, с боков и по центру. И ни одна книжечка этого нового массива не выскользнет, и невероятная конструкция победоносно скроется с арены, направляемая артистом.

Зачем и во имя чего все эти муки с дрессировкой вещей?

Возможно, это человек с мечтой о собственном цирке, одновременно мальчишка, который словно подглядывает в щелочку шапито и воображает себя на арене, а быть может, он маленький неприметный человек, которому в цирке доверяют самое большее – подбросить мяса львам да подмести в перерыве арену┘ Он – человек цирковых кулис, сейчас преображается в героя подмостков, дает волю неукротимой фантазии, в которой море любви к манежу. Так мальчишка видит себя непобедимым грозным укротителем, а скромный слуга кулис – властным хозяином сцены. Этот театр – здесь и сейчас (так переводится «Иси»), где тебя приобщают к своевольным метафорам, к приключениям в пространстве шапито, в котором сделано все специально для этого уникального зрелища, включая даже световые аппараты, управляемые, как огромные марионетки, подвешенные под куполом.

Однако безыскусность и простота чувств в таком цирке выражаются сложнейшей техникой, требующей не только уникальных физических способностей тела, скрупулезного ежедневного труда тренировок, но и знаний инженерного дела и законов физики.

На вопрос «НГ» о том, почему он предпочел цирк театру, ведь многое из того, что говорит Гийерм о цирке, применимо к театру, французский артист отвечает: «Цирк – пространство круглое, в котором невозможно ничего спрятать. Театр и цирк – два совершенно разных подхода. К примеру, танцору важно, исполняя танец, думать, как он выглядит перед зрителем. В цирке подобное невозможно. Это обусловливает другую технику. В моих исследованиях «О точке и вокруг точки» для меня важно, когда мы рассматриваем объект, что есть то, что мы видим и не видим. Как посмотреть на вещь целиком?»

Апофеоз синтеза инженера и актера в одном лице достигается в номере, когда Гийерм строит сооружение из досок. И тут действительно можно из любой точки шапито восторгаться тем, как рискованно одна доска кладется на другую, связывается, и так слой за слоем, а актер снова и снова балансирует на этих многоярусных качелях, как существо из космоса. Хотя Гийерм видит свою цель в том, «взбаламутить, возмутить зрителя, ввергнуть в ментальный хаос», интересно, что выводит из равновесия именно тот, кто ищет это равновесие на арене.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
402
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
653
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
530
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
553

Другие новости