0
1115
Газета Культура Интернет-версия

15.03.2010 00:00:00

Эвридика бежит, Орфей ретируется

Тэги: опера, премьера


опера, премьера Андреа Рошт и Саболч Брикнер.

Гайдн, безусловно, участвовал в негласном конкурсе бесчисленных оперных «Орфеев». Но его версия при жизни не была обнародована. Впервые опера прозвучала в 1951 году в Эдинбурге. В последние годы она переживает подлинный ренессанс, чему немало способствует Чечилия Бартоли, а у нас – Теодор Курентзис, представивший ее в прошлом году в концертном исполнении сначала в Новосибирске, а потом в Москве.

Почти одновременно знакомство с «Душой философа» произошло и в Будапеште – в Национальной опере ее поставил Шандор Жотер, 48-летний enfant terrible венгерского театра.

Для Гайдна и его либреттиста Карло Бадини смерть Эвридики – не игра слепого фатума: Эвридику хотели выдать за нелюбимого; не будь ее побега, не встретила бы и змеи. Но Жотер распутывает клубок дальше и обнаруживает, что мужской хор, которым окружена Эвридика в первой сцене, парадоксальным образом берет на себя роль и ее преследователей и ее защитников.

А Эвридика не боится, ко всему готова, не молит о пощаде и не она взывает Орфея. Еще больше поражает Жотера воспоминание о Филомеле в ее арии: «Ее изнасиловал муж сестры, и отрезал ей язык. Филомела потом выткала на ковре имя насильника». Это Жотер пишет в синопсисе. В тексте – лишь неясное воспоминание. В музыке – размеренная грусть, переходящая в виртуозную риторику. Что с этим делать?

На сцене режиссер оттесняет на задний план все, что накопал. Происходящее выглядит как нелепый сон, чьи детали вздорны по отдельности, но в целом выражают какую-то сущностную правду. Так, Орфей, которого мужской хор призывает якобы из сострадания к Эвридике, принадлежит, конечно, не Эвридике, а именно мужскому сообществу. Своим пением он скорее приглушает некий, ненужный этому сообществу, женский эксцесс. Эвридика после этого впадает в преувеличенную эйфорию, в которой ей до поры до времени аккомпанирует Орфей – и вдруг удаляется, оставляя один на один с опасностью, да к тому же подкрадываясь сзади, чтобы, вместо змеи, укусить ее в ногу...

Дива мирового масштаба, Андреа Рошт удивительно чутко восприняла нюансы предложенной интерпретации. Эксцесс ее Эвридики – не в экзальтированном бунте. Он – в неясных, невыразимых тревогах, заставляющих ее чувствовать себя в непонятном для нее сне, замирать и прислушиваться. Удивительной чистоты и силы голос то и дело тает, изнемогая - как во сне вдруг лишаешься сил, как раз, когда надо бежать. Шедевр Рошт – сцена смерти. Жотер придумал, что прозодежное воинство будет караулить Эвридику лежа вдоль планшета сцены, и что, когда она упадет прямо на этих мужчин, она будет медленно плыть на их перекатывающихся справа налево и слева направо телах, как на морских волнах... Все то, что не имеет имени, – ее побеждает. Побеждает немота. Вспомним Филомелу.

Конечно, Эвридика «лишь» преследуема «комплексом Филомелы». В ее истории насилие – лишь двусмысленная и абсурдно осуществленная угроза. Но удел немоты – это и ее удел. Невозможности назвать имя... Что – кто – собственно, преследует Эвридику?

Орфей же – это тот, кому даны имя и голос. И наоборот – у кого есть имя и голос, тот и будет в этой истории «Орфей».

В этой насквозь ироничной версии молодой тенор Саболч Брикнер отнюдь не потерялся. Что его Орфей? Эгоистичный премьер, оттесняющий на второй план солистку? Или мазохист, нуждающийся в поводе для экзальтированых страданий? Sad young man, которому смерть любимой дает алиби, направляя его непонятную иначе грусть в приемлемое русло? Тут есть все эти пласты. Главное, этому Орфею действительно зачем-то все равно нужна эта любовь (или мечта о любви). Но он из той породы людей, кто не только страдает от того, что объект желания всегда далек, но и понимает, что так и должно быть.

В этом смысле Орфей – это философ. Философ из загадочного названия загадочной оперы Гайдна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

Елена Крапчатова

Академик РАН Александр Дынкин рассказал о главных тезисах доклада Игоря Сечина на  энергетической панели Петербургского экономического форума

0
149
В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

Наталья Приходко

Глава правительства оценил размеры бюджетной дыры на фоне коррупционных скандалов

0
257
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
238
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
259

Другие новости