0
807
Газета Культура Интернет-версия

17.05.2010 00:00:00

Философский камень

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Гайкович, Монпелье-Москва

Тэги: музыка, конкурс


Лауреатом первой премии конкурса стал латышский дирижер Андрис Пога. Это один из тех редких случаев, когда в престижных соревнованиях одерживает победу музыкант без «тяжеловесов» за спиной – просто потому, что он объективно был лучшим. Стоит заметить, что ни русских, ни французских имен в финале не оказалось.

Двое из российских участников оказались за бортом первого тура. Третий – Илья Гайсин – выступил, наоборот, очень удачно и прошел. Но затем, очевидно, не смог собраться (по жребию он предпоследним выступал в первом туре и уже через два часа открывал второй), к сожалению, потерпел фиаско и присоединился к аутсайдерам. Вместе с представителем Франции, который, между прочим, работает ассистентом дирижера Национального оркестра Монпелье – именно с этим коллективом выступали участники, его музыкальный директор Лоуренс Фостер сидел в жюри, а интендант Рене Керинг – артистический директор конкурса. Так что напрашивается вывод о небывалой объективности жюри, которое возглавлял Владимир Ашкенази. Последний, объявляя результаты, подчеркнул, правда, что решение единогласным не было, но это уже незначительные детали.

Итак, в третьем туре соревновались немец Кристоф Альтштедт, американец Роберт Тревино, латыш Андрис Пога, дирижер из Венесуэлы Доминго Индоян и Даниэль Коэн из Израиля. Двух последних объединяет опыт работы в качестве ассистента Даниэля Баренбойма в оркестре «Западно-восточный диван». Пожалуй, для каждого из них основной преградой на пути к верхней ступеньке пьедестала стала Четвертая симфония Чайковского, и только Пога смог найти верный подход и к оркестру, и к русской музыке, добившись верной интонации – образной, прежде всего. Итог: Альтштедт – второй, Коэн – третий; немцу, пожалуй, не хватило харизмы, а израильтянину – опыта (ему всего 26 лет, двум другим – по 30).

Андрис Пога, чувствуется, человек основательный: с одной стороны, он оканчивает философский факультет университета, с другой – оттачивает менеджерские навыки, руководит собственным оркестром. На родине он сейчас национальный герой: латышский Интернет пестрит бравурными заголовками, у него ни на минуту не замолкает телефон – близкие и не очень торопятся поздравить с победой. «Дирижер без оркестра – ничто», – говорит Андрис в ответном слове и спешит поблагодарить Национальный оркестр Монрелье. Позже он отметит, что почувствовал не просто контакт с музыкантами, а искру, словно пробежавшую между ним и коллективом, что и стало залогом его успеха.

А оркестр, стоит сказать, на самом деле очень хороший – гибкий, отзывчивый, сбалансированный; казалось бы, французская провинция... а даст фору большинству наших столичных коллективов. Эта мысль подтвердилась на гала-концерте, когда работа вышла за рамки конкурсных прослушиваний. Кстати, один из участников заключительного концерта подал молодежи потрясающий пример творческой стойкости. Знаменитый пианист Альдо Чикколини в возрасте 85 лет продолжает выступать, и весьма успешно: по крайней мере фортепианный концерт Шумана в его исполнении звучал достойно. Чего остается пожелать новоиспеченным победителям Второго международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова.

Монпелье–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
1045
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
604
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
546
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
831

Другие новости