0
2130
Газета Культура Интернет-версия

05.08.2010 00:00:00

Селекция в искусстве, или Кто пришел?

Тэги: выставка, искусство, молодежь


В воскресенье закрылась II Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Несмотря на кризис, ее бюджет и ее масштаб были больше, чем у первой биеннале два года назад, – сказалось ли это на ее качественном уровне, вопрос спорный. Кажется, что биеннале самопроизвольно расползлась вширь вместо того, чтобы копать в глубину. Подводя итоги этого марафона длиною в месяц, «НГ» обратилась к независимым кураторам и художникам с двумя вопросами:

1. Были ли для вас на этой биеннале художники-открытия?

2. Чего не хватило биеннале?

Иосиф Бакштейн, комиссар Московской биеннале современного искусства

1. Было несколько интересных проектов на разных площадках и 4–5 имен, которые мне запомнились. Например, Антон Польский, Ольга Сновская-Майорова, Ярослав Трунов, Пророчица Агафья, арт-группировка «ЗИП» (мы писали о «ЗИП» 8 июля. – «НГ»), Анастасия Забровская.

2. Большей обоснованности кураторских решений и концентрации сильных работ в одном месте – думаю, стоило сделать что-то вроде основного проекта, поскольку сейчас получился значительный разброс по уровню представленных произведений. Из многочисленных выставок выделяются выставки в комплексе ArtPlay и в Большом винохранилище Винзавода.

Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор

1. Мне очень понравился француз Жюльен Гроссман с поющими островами и комната бомжей арт-группы «ЗИП» из Краснодара. Они выделялись на фоне достаточно типичной и интернациональной по духу художественной продукции, в основном ориентированной на переиначивание использованной вещи. Игра с эстетикой помойки. Это, конечно, и интереснее, и тоньше, чем недавнее заигрывание с гламуром и стилистикой тоталитаризма. Но главное в прошедшей биеннале – ее количественные показатели: 600 художников, 38 выставок. Перед нами очередной подвиг женщины-кураторши. Даша Пыркина пошла по следам Ольги Свибловой с ее грандиозными фотобиеннале и заслуживает титула суперкуратора-тяжеловеса. В Москве раньше, конечно, такого не было, чтобы разом показывалось столь много искусства начинающих авторов из самых удаленных уголков мира. Да и нигде, пожалуй, такого нет. Тут намечается специализация Москвы в общем художественном процессе. Мировые столицы Париж, Лондон и Нью-Йорк показывают гениев, отобранный, отсортированный, штучный, уникальный товар. А Москва выступает в роли первичного рынка-сырца, где вываливается все скопом, вся разносортица, весь некондиционный, необработанный материал, который и товаром-то еще назвать трудно. Центр мировой провинции! И к нам, естественно, уже потянулись международные кураторы, которые, словно кроты, роются в этой россыпи предложений в поисках перспективных авторов. Провинциальный центр – это трамплин в «большое искусство» для начинающих авторов и, с другой стороны, место отдохновения для тех, кто вышел в тираж. Ничего плохого в том, что Москва становится местом притяжения самого юного и самого устаревшего искусства, я не вижу. Слава богу, в новом мировом порядке и нам нашлось применение. Роль первичной ярмарки искусства не столь престижна, но совершенно необходима для мировой культуры. Да и к тому же лучше иметь скромную роль, чем вообще никакой, как у подавляющего большинства стран.

2. Естественно, того, что должно делаться в столицах, – качественного отбора и селекции. Зачем так много художников? Искусство же меряется не килограммами. Это штучный товар. А бесконечные выставки похожей и почти анонимной продукции утомляют. Вряд ли кто-то, кроме специалистов, обошел все биеннальные выставки. Другим навязчивым аспектом этой биеннале является намеренная социальная маргинализация искусства. Коль скоро Москва становится центром некондиционного творчества, то и показывайте его в самых престижных или хотя бы легко достигаемых местах. А то все фабрики, да заводы, разрушенные цеха и подвалы. Как будто мы стыдимся чего-то. А уж если мы занялись живой, да еще к тому же молодежной культурой, то надобно отбросить всякий стыд.

Хаим Сокол, художник, участник I Московской биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»

1. Нет, были художники, которых я знаю, а открытий не случилось.

2. Хотелось бы меньшего количества и лучшего качества. Вселенский охват биеннале не оправдан. Понятно, что если пригласить миллион художников, то среди них найдется десять хороших – но ведь лучше сразу найти десять хороших. Каждому хочется сделать выставку, при этом в силу понятных причин – желания организаторов придать событию более развернутый формат и благосклонного отношения к молодым да зеленым, которые дальше все еще покажут, – осуществляется не очень жесткий отбор┘ В итоге чтобы выискать что-то стоящее, нужно очень пристально всматриваться, а сконцентрироваться тяжело. Мне больше всех понравились итальянская («Внимание! Пересечение границы!») и мексиканская («Пересекая границы») выставки на Винзаводе – там было всего по 10–15 художников, что в итоге дало внятный результат. Но, к сожалению, они никак не связаны с современным российским искусством.

Анатолий Осмоловский, художник, куратор, участник I Московской биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»

1. Не думаю, что в связи с молодежной биеннале можно вести разговор об открытиях – это ведь показ экспериментов молодых людей, которые еще вчера были студентами, а может, студенты и сейчас. Из художников, которые дебютировали за последние два года и которые участвовали в биеннале, наиболее интересный, на мой взгляд, Арсений Жиляев. Но он уже реально художник, а не студент и не аспирант, если можно воспользоваться такими терминами.

2. Всему молодому искусству не хватает внятных художественных программ. Большинство молодых авторов занимаются каждый своим делом и не думают о том, что их окружает и какая художественная программа ими выражается. Вот это слабое место. Ну, по крайней мере когда я был совсем молодым художником, то с самого начала думал о художественной программе, формулировал ее. Хотя на самом деле вместо нее могут быть какие-то сверхубедительные художественные достижения – но и этого тоже нет. Нет ни программы, ни визуально и пластически убедительных артефактов – и в этом слабость. Опять-таки она может быть компенсирована кураторской организующей волей, которая создала бы единое контекстуальное пространство, но ее я тоже, честно говоря, не увидел. Правда, я посмотрел не все выставки.

Виктор Мизиано, художественный критик, куратор

1. Открытия неизбежно были просто в силу того, что речь идет о биеннале молодого искусства. Но не могу сказать, что они меня приятно порадовали или хотя бы просто запомнились. Увы, уровень работ и авторов далек от совершенства. Есть и обратная сторона вопроса – некая компактная группа одних и тех же авторов назойливым лейтмотивом перетасовывалась с одной выставки на другую. А это симптом, свидетельствующий о том, что общий уровень молодого искусства низкий и круг художников, обративших на себя внимание кураторов, приблизительно один и тот же. Хотя, честно говоря, по-моему, даже некоторые из этих счастливчиков оказались в лидерах поколения просто за отсутствием лучших альтернатив.

2. Прежде всего биеннале так и не стала биеннале – по формату это скорее фестиваль. Биеннале предполагает более четко прорисованный стержень – концептуальный, тематический, структурный. Я не хочу сказать, что биеннале – это непременно лишь один заглавный проект, хотя в большинстве случаев так и есть. Нет, биеннале вполне может состоять из нескольких проектов, но драматургия – цельная и осмысленная, должна быть. В данном случае мы имеем бесформенный и неоправданно раздутый фестиваль. Поэтому – как уже говорил два года назад – в этом формате я не вижу смысла проводить биеннале раз в два года исключительно из фетишизации модного термина биеннале. Подобное событие – несколько безалаберное и без больших претензий, вполне можно проводить раз в год, с меньшим размахом и превратив в московский летний фестиваль молодого искусства.

Важно и то, что отсутствие концепции и драматургии – это признак отсутствия инновационной модели культуры. А ведь от каждого большого проекта ждут именно этого – не просто показа художников и произведений, а их проектной артикуляции. А это, в свою очередь, требует интеллектуальной смелости, готовности идти на риск и неизбежно делать ставку на кого-то и что-то в ущерб кому-то и чему-то. Та модель, что просвечивает сквозь рыхлую структуру нынешней биеннале, – модель охранительная. Она готова взять всех под свое крыло, расфасовать, никого не обидеть и таким образом поддержать статус-кво.

Были, правда, и удачные проекты – не буду их называть, раз уж не стал называть проекты вопиющие. Эти интересные проекты не стали для меня откровением, но в них видно желание предложить другое видение культуры, отличные от официального мейнстрима ценности. В одном случае речь идет об интимизме, то есть о выходе из арт-системы в индивидуальные миры и антропологические пространства. А в другом случае – просто попытка сделать строгую, почти филигранную работу, то есть противопоставить всей этой каше фактически маниакальный, так как никем не затребованный, профессионализм. Две эти кураторские позиции показались крайне симптоматичными.

Но вообще я отношусь с большой симпатией ко всем, кто эту биеннале делает, – и знаю, как это тяжело. И в заключение хочу заметить, что II биеннале – еще не итог, в любом периодическом мероприятии важен третий выпуск.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
391
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
444
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
252
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
339

Другие новости