0
264
Газета Печатная версия

12.05.2025 17:18:00

Арктика раздора

В ближайшие 20 лет соревнование России с другими странами по освоению Северного Ледовитого океана будет определяться "битвой ледоколов"

Тэги: арктика, мировой логистический узел, боевой ледокольный флот, масштабные задачи


арктика, мировой логистический узел, боевой ледокольный флот, масштабные задачи Россия наращивает боевой ледокольный флот в Арктике. На снимке – спуск на воду патрульного ледокола. Фото РИА Новости

Интерес к Арктике возрос в мире после сообщения о спуске 25 декабря 2024 года в Санкт-Петербурге на воду второго боевого ледокола. Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 – головной «боевой ледокол» серии – вышел на заводские ходовые испытания. В России патрульные корабли оснащаются управляемыми ракетами для ближнего и дальнего боя.

У России сейчас имеется порядка 40 ледоколов арктического класса, из которых 8 – с атомными двигателями. США на сегодня располагают тремя действующими ледоколами, из которых только один тяжелый. Боевых ледоколов, то есть переоборудованных для действий в северных широтах патрульных кораблей, у американцев нет.

Остров стратегического значения

Отставание США в создании инфраструктуры, которая позволила бы защищать их интересы в районе Северного Ледовитого океана, вынуждает администрацию президента США Дональда Трампа пойти по пути расширения территориального присутствия в регионе. Первую попытку приобретения Гренландии Трамп сделал еще в 2019 году. Но эта попытка была воспринята в Европе скорее как курьез, между тем уже тогда Трамп объяснял свой интерес к острову вопросами военной безопасности США. Но считалось, что в условиях существования с 1951 г. договора о совместной обороне с Данией и создании на его основе американской военной базы на севере острова вопрос безопасности был решен.

Однако, благодаря активности Трампа уже в качестве главы новой администрации, вопрос территориальных приобретений в Арктике снова появился в повестке дня. Этим, в частности, можно объяснить интерес к Гренландии. Судя по заявлениям и самого президента, и лиц из его окружения в отношении Гренландии, острову уготована участь форпоста США в Арктике. После недавнего визита в Гренландию на американскую космическую базу Питуффик на севере острова вице-президента США Джей Ди Вэнса и министра обороны США Пита Хегсета стало ясно, что дело приобретает серьезный оборот. Трамп не намерен уступать регион ни России, ни Китаю. Все дело в растущем стратегическом значении Арктики. И незапланированный визит высокопоставленных представителей американской администрации подтверждает серьезность намерений США по продвижению их интересов в Арктике. А это - расширение доступа к арктическому шельфу с его полезными ископаемыми и освоение Северного морского пути (СМП).

В основе происходящих событий не в последнюю очередь – потепление климата и освобождение от льдов значительных пространств Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему территорий.

Значение Арктики начинает звучать по-новому и для России из-за открывающихся возможностей по разработке полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа. Старые месторождения в Западной Сибири истощаются и добычу там в скором времени можно будет вести только методом фрекинга, считающимся дорогостоящим и вредным с экологической точки зрения.

С другой стороны, появляется возможность морского сообщения между Европой и Америкой, что равносильно появлению дублера для долгого и дорогостоящего транспортного пути вокруг Африки, даже и с использованием Суэцкого канала. И, конечно, нельзя забывать о возможностях чисто оборонного характера.

Для целей развития сотрудничества еще в 1999 г. был создан Арктический совет, куда вошли все арктические государства: Россия, Канада, США, Дания с Гренландией и Фарерскими островами, Норвегия, Финляндия и Швеция. Но на сегодня работа совета остановлена, государства-участники вступили в острую конкуренцию. По вопросу природных ископаемых речь идет о шельфе, где они главным образом и сосредоточены. В этих условиях присоединение Гренландии значительно увеличивает возможности США. Свободный проход в Северном Ледовитом океане, называемый Северным морским путем, находится в пределах зон, контролируемых Россией, но другие страны пытаются сделать его международным. И в этом основное поле сегодняшних конфликтов.

В России развитие арктических регионов (а их насчитывается 10, причем 4 входят полностью, а 6 частично) долгое время сдерживалось из-за того, что их курировали различные министерства, которые преследовали нередко противоположные цели. Ситуация начала меняться, когда к развитию Арктического региона стали подходить как к национальному проекту. В октябре 2020 г. появился указ президента РФ о стратегии развития региона, которая через полгода превратилась в программу, рассчитанную до 2035 года.

Политический и экспертный уровни

Через более чем два года после принятия программы эксперты обсудили состояние дел на арктическом направлении. В этой связи заслуживает внимания одно из последних выступлений президента России Владимира Путина по данной проблеме. Президент провел совещание в конце марта 2025 г. по вопросам развития Арктической зоны России и арктического транспортного коридора и заявил о масштабных задачах в регионе. Основные заявления:

– Мурманск играет определяющую роль в развитии Арктики в целом. «Сам город Мурманск и область задают всем арктическим регионам пример динамичного, поступательного развития. Здесь реализуются масштабные, во многом уникальные промышленные и логистические проекты», – отметил президент;

– нужно выйти на конкретные решения по развитию региона, перед Россией стоят масштабные и системные задачи;

– реализацию проектов, важных для развития Арктики и всей страны, нельзя откладывать;

– необходимо повышать качество жизни людей в арктических регионах, нужно делать все, чтобы там было комфортно. «Необходимо последовательно улучшать городскую среду, благоустраивать населенные пункты Крайнего Севера – в целом повышать качество жизни людей, чтобы у них была интересная, хорошо оплачиваемая работа, современные системы образования и здравоохранения – чтобы жить в Арктике было по-настоящему комфортно и привлекательно», – заявил президент;

– решения по развитию морских путей еще не приняты;

– глава государства назвал Северный флот самым мощным.

26 и 27 марта 2025 г. под девизом «На Севере – жить!» в Мурманске, который уже начали называть столицей российской Арктики, прошла двухдневная конференция - Международный арктический форум «Арктика – территория диалога». Она была посвящена 500-летию открытия Северного морского пути. Организатором форума выступил фонд «Росконгресс» при поддержке правительства России.

Выбор места проведения не случаен: Мурманская область – один из немногих регионов нашей страны, который целиком входит в Арктическую зону и является крупнейшей в России и мире экономической зоной с единым набором налоговых и административных преференций. «Уверен, что мероприятие объединит усилия органов государственной власти, международных организаций, представителей научных и бизнес-сообществ России и зарубежных стран для открытого обсуждения наиболее актуальных вопросов устойчивого роста Арктического региона, что особо важно в контексте текущих геополитических изменений», – отметил советник президента Российской Федерации, ответственный секретарь Оргкомитета Международного арктического форума Антон Кобяков.

Международный арктический форум является ключевой площадкой для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития арктических территорий, выработки разноуровневых, многосторонних механизмов совместного раскрытия и эффективного освоения мощного ресурсного потенциала Арктического региона.

«Обсуждение на Международном арктическом форуме вопросов устойчивого развития арктических территорий позволит привлечь дополнительное внимание к вызовам и перспективам, которые существуют у России в этом регионе. На первый план выходит обсуждение разработки и внедрения инструментов передового, инновационного опыта, развития Северного морского пути и формирования новых логистических цепочек, сохранения уникальной природы, поддержки туризма, привлечения новых кадров, выработки направлений совершенствования государственной поддержки инвестиционных проектов в Арктике. Международный арктический форум стал одним из эффективных инструментов развития северных российских территорий», – подчеркнул заместитель председателя правительства Российской Федерации – полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, председатель Организационного комитета по подготовке и проведению Международного арктического форума Юрий Трутнев.

Предыдущий Международный арктический форум состоялся в 2019 г. в Санкт-Петербурге и объединил на своей площадке более 3600 представителей российских и международных политических, научных и деловых кругов, общественности, ведущих средств массовой информации из 52 стран мира. На форуме было подписано 45 соглашений на общую сумму 69,8 млрд руб. (учитывая соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной).

В 2021–2023 годах Российская Федерация занимала пост председателя в Арктическом совете. В программе председательства состоялось более 100 мероприятий по 10 основным направлениям, в том числе по вопросам экономики, экологии, развития человеческого капитала, поддержки коренных малочисленных народов Арктики и другим.

Между тем, в Москве на мультимедийной площадке РИА Новости состоялась встреча экспертов по теме «Арктика как новый геополитический фронт: конкуренция или сотрудничество». Среди участников дискуссии:

– член комитета Государственной думы Российской Федерации по промышленности и торговле Александр Спиридонов;

– декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве Российской Федерации Павел Селезнев;

– координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников;

– член исполнительного совета и председатель Комитета по межпоколенческим коммуникациям Российской ассоциации по связям с общественностью Вячеслав Завалин;

– политконсультант, член экспертного совета Союза российских городов и Комитета по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью Станислав Корякин;

– директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Панин;

– старший преподаватель кафедры политологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По словам ведущего эксперта по развитию Арктики, руководителя Департамента по работе с регионами Экспертного института социальных исследований, первого заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Дарьи Кислициной, за истекшие несколько лет был создан ряд межправительственных комитетов и комиссий, что, конечно, позволило преодолеть былую ведомственную разобщенность и наладить координацию действий по основным направлениям правительственной программы.

Первый вопрос модератора, адресованный депутату Александру Спиридонову, касался законодательных инициатив. С его точки зрения, принятые инициативы в этом плане касались закрепления населения в арктических регионах и были связаны со спецификой предоставления в них ипотечных кредитов. Модератор пояснила, что эта программа оправдала себя на Дальнем Востоке (кредит под 2%) и теперь она будет распространена на арктические регионы. С технологической точки зрения в ближайшие 20 лет, по мнению депутата, соревнование России с другими странами будет определяться «битвой ледоколов» - в смысле обеспечения их ледовых качеств и оснащение их атомными энергетическими установками.

О ресурсном потенциале Арктики рассказал эксперт Игорь Юшков. По его мнению, Арктика располагает огромной ресурсной базой, и даже интерес президента Трампа к Гренландии он связывает с наличием в Арктике редкоземельных металлов. Арктическая ресурсная тема разделяется на то, что есть на шельфе, и на то, что есть на суше. Углеводороды Россия пока добывает на суше арктических регионов. По газу - это Ямало-Ненецкий автономный округ. Именно благодаря арктическим проектам Россия располагает сегодня крупнейшими запасами газа. Так, Бованенковское месторождение послужило в свое время основой сырьевой базы для «Северных потоков», поскольку путь до Европы через Северный Ледовитый океан оказался гораздо короче, чем по суше. Сейчас крупнейшим следующим проектом в Арктике является Штокмановское газовое месторождение. Его разработка пока заморожена, но остается вторым в мире по своим размерам. Первым в мире месторождением по газу считается Южный Парс, и оно находится между Катаром и Ираном в Персидском заливе.

Вторым перспективным направлением в Арктике, по оценке эксперта, является внедрение технологий по сжижению газа. Игорь Юшков отмечает, что при низких температурах региона это более экономически выгодный процесс, чем, скажем, в районе Катара.

По нефти Арктика считалась наиболее перспективным регионом уже в нулевые годы. Тогда решался вопрос: либо российские нефтяники будут добывать нефть из трудноизвлекаемых коллекторов в Западной Сибири, аналог американской сланцевой нефти, либо сделают ставку на шельфовые месторождения. Именно поэтому в 90-е годы в России стремились создавать совместные предприятия с иностранными компаниями, которые располагали технологиями разработки шельфовой нефти. В тот период российская сторона имела 66%, а иностранцы – до 33% акций в совместных проектах. Но, как следует из выступления докладчика, санкции прекратили эту практику.

Сейчас Россия является лидером по добыче нефти в море путем направленного бурения с берега.

Мировой логистический узел

С точки зрения участника круглого стола Александра Воротникова, СМП – это транспортный путь, который превращается в экономический. Портовые мощности достигли уже 50 млн т, и СМП уже следует называть экономическим пространством. Это напрямую связано с началом круглогодичной навигации. СМП играет решающую роль в северном завозе, благодаря которому снабжаются 25 регионов страны. «НГ-энергия» в свое время сообщала о попытках найти альтернативные варианты снабжению российских регионов за счет использования дронов и дирижаблей. Но пока эти проекты своего развития не получили. По мнению Воротникова, с учетом проблем Суэцкого канала, СМП уже как его альтернатива превращается в мировой логистический узел.

Как считает Воротников, на сегодня перед страной стоит проблема развития инфраструктуры СМП, в которую входят прежде порты Мурманск, Архангельск, Владивосток, Дикси и др. Другая проблема связана со строительством грузовых судов ледового класса, потребность в которых он оценивает в 100 единиц. В этих целях уже ведутся переговоры с привлечением иностранных инвестиций, в том числе из Китая и Индии.

О возможности диалога по Арктике говорил Павел Селезнев. Он считает, что диалог связан с наличием политической конъюнктуры, а та, в свою очередь, с торговой войной, начатой президентом США Дональдом Трампом. Но инструментом решения проблем является наличие у России технологического преимущества. Селезнев полагает, что с учетом роста экономического потенциала Китая и Индии к освоению Арктики необходимо привлекать и страны БРИКС.

Александр Панин полагает, что в Арктике Россия попадает в новую конкурентную зону. В этом плане ответ на вопрос, надо ли людям жить в Арктике, уже дан самим ходом мировой политики. Отсюда возникает проблема развития городов региона и привлечения туда населения. А также встает задача поиска функциональной, а не только ресурсной роли арктических городов.

Об инфраструктурном направлении развития Арктики говорил Станислав Корякин. В конце прошлого года правительством была создана концепция пространственного развития. Ее основой является система опорных пунктов, и это полностью применимо к арктическим городам. Критически важным для освоения СМП является наличие таких опорных пунктов. В качестве примера он назвал порт Сабетта. Комбинируя развитие ледокольного флота и портов (таких опорных пунктов в Арктике более 69), удастся создать креативную экономику в этом регионе.

Основные выводы участников круглого стола свелись к тому, что Арктика – стратегически важный регион для будущего страны. Наша страна по праву считается историческим лидером освоения Арктической зоны и сохраняет ведущие позиции. Созданный Российской Федерацией Северный морской путь превращается во всемирный логистический проект, способный ощутимо повлиять на геополитическую карту и мировую экономику.

Неудивительно, что Арктика рассматривается экспертами как новая арена для соперничества Российской Федерации, США и ряда европейских стран. Поэтому важным аспектом сегодняшней повестки является не только экономическое и социальное развитие Арктики, но и защита международных интересов нашей страны.

Слишком осторожная и общая формулировка коммюнике круглого стола не вполне отражает конкретные предложения участников дискуссии. А они связаны с такими нередко болезненными для России проблемами, как импортозамещение, активное наращивание ледокольного флота, инвестиции в добычу полезных ископаемых и, наконец, отстаивание права России на Северный морской путь с целью избежать его экстерриториальности.  


Читайте также


Гренландии предстоит разморозить Арктический совет

Гренландии предстоит разморозить Арктический совет

Катерина Лабецкая

Остров вступает в большую игру в Заполярье

0
2266
Норвегия заставляет военных выживать в условиях Арктики

Норвегия заставляет военных выживать в условиях Арктики

Юрий Паниев

Осло уделяет приоритетное внимание своей боеготовности на Крайнем Севере

0
3026
Отморозки в Арктике

Отморозки в Арктике

Юрий Юдин

Призраки коммунизма в советской фантастике

0
6242
Геополитическое значение Арктики оценили и Россия, и США

Геополитическое значение Арктики оценили и Россия, и США

Сумеет ли РФ избежать экстерриториальности Северного морского пути

0
9174

Другие новости