0
1604
Газета Культура Интернет-версия

15.11.2010 00:00:00

Будет что посмотреть

Тэги: театр, премия, золотая маска


театр, премия, золотая маска Римас Туминас открыл нам нового «Дядю Ваню».
Фото РИА Новости

В минувшую пятницу «Золотая маска» объявила номинантов национальной театральной премии. Списки и впечатляют, и даже отчасти пугают: скажем, 19 режиссеров будут бороться за «Золотую маску» в драме! Среди них и мэтры – Адольф Шапиро, Кама Гинкас, Валерий Фокин, Петр Фоменко и юные, недавно начавшие свою жизнь в искусстве – Марат Гацалов, Ирина Керученко, и даже один американец – Андрей Щербан. Фестиваль пройдет в Москве с 27 марта по 14 апреля 2011 года. Имена лауреатов назовут 15 апреля.

Музыка

Лидеры по количеству номинаций в опере – «Воццек» Большого театра и «Вертер» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: в первом спектакле эксперты не отметили художника по костюмам, во втором – исполнителя мужской роли.

В списках номинантов есть мировая премьера – опера Николая Сидельникова «Бег», это работа Камерного театра имени Бориса Покровского, и российская – «Кафе «Сократ», объединившая оперы Сати и Мийо (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). Впервые за последние годы попал в шорт-лист спектакль «Геликон-оперы» – «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Как всегда, очень активно представлен Мариинский театр: среди лучших спектаклей две глыбы – «Женщина без тени» и «Троянцы», а также «Замок герцога Синяя борода» (эту оперу покажут в конце января в рамках проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве»). На звание лучшего претендует еще один спектакль из Северной столицы – «Паяцы» театра «Санкт-Петербургъ Опера». Наконец, отрадно, что в этом сезоне отличились провинциальные театры – из большого количества заявок эксперты выделили «Князя Игоря» из Ростова-на-Дону и, что очень любопытно, вагнеровского «Лоэнгрина» из Челябинска.

Интересная ситуация сложилась в этом году в танцевальных номинациях. В шорт-листе – ни одного балета из Большого театра и только один – из Мариинского, это «Анна Каренина» Алексея Ратманского (хореограф, кстати, не номинирован, а Ульяне Лопаткиной и Диане Вишневой эксперты неожиданно предпочли Анну Каренину Екатерины Кондауровой). Дважды представлен Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко – с восстановленной «Эсмеральдой» и одноактными балетами Иржи Килиана. Дважды представлен и Михайловский театр – он впервые попал в номинации «Золотой маски»: экспертное жюри отметило «Лебединое озеро» (перенос московского спектакля Горского-Мессерера) и собственную продукцию театра – «Минорные сонаты» в постановке Вячеслава (Славы) Самодурова. На пресс-конференции у балетных критиков возникли вопросы относительно восстановлений-переносов («Эсмеральда» и «Лебединое озеро») – так или иначе, эти работы, по сути, одной категории, но работа балетмейстера отмечена номинацией лишь во втором случае, в первом – даже не рассматривалась. Эксперты объяснили свое решение выдающейся работой Михаила Мессерера с артистами, при этом назвали выдающимся и восстановление «Эсмеральды» – в общем, ясного ответа об отсутствии в номинациях Сергея Филина и его команды (или чем их работа принципиально отличалась от опыта петербургских коллег) не дали. Наконец, еще один дебютант фестиваля – Театральный центр на Коломенской с балетом Quatro Эдварда Клюга. Отметим, что большинство номинированных хореографов – иностранцы, что демонстрирует наличие определенной тенденции: даже провинциальные театры приглашают постановщиков (отдельно или уже с готовыми спектаклями) – в номинации по современному танцу попали, например, спектакли из Мурманска, Челябинска и Костромы.

В оперетте – три региональных спектакля: «Два бойца» из Хабаровска, «Юнона» и «Авось» из Ростова-на-Дону и «Мертвые души» из Екатеринбурга. Автор последней партитуры – композитор Александр Пантыкин – соперничает с Александром Маноцковым (опера «Гвидон», Москва) и Владимиром Чекасиным (арт-опера «Жизнь человека», Пермь) за «Маску» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре».

Эксперимент удался

Как всегда, некоторые сложности и естественные вопросы вызывает номинация, куда «складывают» все странное, которая когда-то называлась «Новация», в последние годы – «Эксперимент». В ней в этом году и эстетские опыты Олега Глушкова «Гвидон» (театр «Школа драматического искусства»), и «Жизнь человека» театра «Театр» из Перми, новой культурной столицы России, и два, можно так сказать, политических расследования – «Павлик – мой бог» Театра имени Й.Бойса и Театра.doc, и собственная продукция Театра.doc – «Час восемнадцать» Михаила Угарова о деле адвоката Сергея Магницкого. Плюс – приуроченная к чеховскому юбилею премьера уже постоянного участника и новаций, и экспериментов «Маски» Дмитрия Крымова спектакль «Тарарабумбия», к слову, тоже вышел в стенах «Школы драматического искусства» при поддержке Международного театрального фестиваля имени Чехова.


Сцена из спектакля-номинанта «Воццек».
Фото с сайта Большого театра

Люди и куклы

Среди номинантов «Золотой маски» – спектакль Театра имени Образцова «Золушка», который выдвинут как лучший спектакль, но ни режиссер, ни художник, ни актеры, занятые в этом спектакле, не вошли в соответствующие номинации. Спектакль вправду достоин внимания, но что же в нем хорошего, если в целом он, посчитали эксперты, хорош, а по частям – вовсе нет? Скажем, обозреватель «НГ», видевший все премьеры Образцовского театра прошлого сезона, полагает, что достоин списка номинантов была бы и «Любовь к трем апельсинам». Критерии, каковы они? Впрочем, ясно, что объективные критерии – длина, высота, счет в ту или другую пользу – в театре отсутствуют. Хочется тогда узнать про субъективные!

Драма

Драма – во всех смыслах. Во-первых, можно лишь посочувствовать жюри, которое в этот раз возглавит шекспировед, историк театра Алексей Бартошевич. Им, например, придется выбирать лучшего из 19 режиссеров!

В номинации «Лучшая мужская роль» – 10! Правда, тут сразу стоит оговориться, что Игорь Гордин спорит сам с собой, поскольку выдвинут дважды – за главную роль в «Кроткой» и за роль Ясона в «Медее» (тот и другой спектакль – Московского ТЮЗа). А дядя Ваня Сергея Маковецкого и в списке номинаций спорит с профессором Серебряковым Владимира Симонова. В женской номинации – 8 претенденток. Увы, узок круг городов: Москва, Москва, Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Новосибирск, Москва, Москва... Можно согласиться, что с режиссурой сегодня лучше в российских столицах, но актерами-то Россия, слава богу, по-прежнему богата. Но тут «Маска» в очередной раз становится заложницей собственных правил: в списки номинантов могут попасть только те актеры, которые играют в потенциально лучших спектаклях. В итоге за бортом оказались Юлия Пересильд, по всем опросам лидировавшая, сыгравшая главную роль в «Варшавской мелодии» Сергея Голомазова в Театре на Малой Бронной. Нет среди номинантов и Ирины Савицковой, которая играет в спектакле Александра Галибина «Братья Ч.», достойном внимания еще и потому, что – редкий случай – написанная по заказу пьеса Елены Греминой стала, опять же по более или менее общему признанию, одним из главных событий уходящего чеховского года. Да и спектакль Галибина – хороший и, скажем так, конкурентоспособный.

Получившийся же в итоге список лучших актрис навевает грусть и печаль. Помимо выше сказанного еще и вот почему. Труппа МХТ имени Чехова представлена в нем Мариной Голуб, которая сыграла Вассу Железнову, и Ольгой Яковлевой – Бабушкой из «Обрыва». Широта взглядов во многих случаях хороша, но, думается, не во всех. Марина Голуб – актриса своей, особой манеры, роль Вассы она проводит на одной, надрывной интонации. Винить ее нет смысла – такова режиссерская трактовка Льва Эренбурга (он претендует на «Маску» за постановку этого спектакля), но сложность горьковской героини от этого сильно и много теряет. И получается, что «Маска» несколько лет назад прошла мимо и не заметила великой Татьяны Дорониной, в этой роли сумевшей сыграть трагедию русского капитализма, трагедию русской семьи, трагедию распада личности, по идее – цельной, а теперь отдает предпочтение ущербному, очень суженному взгляду на ту же роль Льва Эренбурга. По сути – подставляя актрису, в данном случае – Марину Голуб.

В список драматических спектаклей малой формы вошли «Триптих» Петра Фоменко, «Вондерленд-80» Константина Богомолова, «Ничья длится мгновение» Миндаугаса Карбаускиса и весь проект молодых режиссеров в Молодежном театре, «Фронтовичка» Николая Коляды плюс еще из провинции – спектакли Камерного театра из Воронежа и театра из Прокопьевска. В «большой форме» состязаться будут «Васса Железнова» и «Обрыв» МХТ, «Медея» московского ТЮЗа, два «Дяди Вани» – из Вахтанговского и из Александринки, из Александринского театра также в этом списке «Гамлет» Валерия Фокина и «Изотов» Андрея Могучего, Ярославский академический театр драмы будет в этом году представлен «Екатериной Ивановной» в постановке Евгения Марчелли, приглашенного в Ярославль очередным режиссером.

Стоит добавить, что «Дядю Ваню» в Александринке поставил американец Андрей Щербан, который, как и Люпа в прошлом году, будет состязаться за звание лучшего режиссера российского театра. Правда, только за прошлый год.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
891
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1197
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
932
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
769

Другие новости