0
1814
Газета Культура Интернет-версия

08.11.2012 00:00:00

Обмен церемониями

Тэги: кремль, выставка


кремль, выставка Доспехи Генриха VIII – могучего правителя и человека.
Фото РИА Новости

Посвященную Тюдорам и первым Стюартам – от Генриха VIII до Карла I – экспозицию привезли из британских собраний. Серебряная утварь вроде изящных свечных щипцов, ювелирные украшения, в том числе и в статусе национальных сокровищ, оружие и портреты от парадных до миниатюрных, шпалеры и костюмы периода с 1485 по 1649-й, когда все это благолепие подмяла под себя революция, пересказывают историю через вещный мир. Весной грядущего года выставку, дополненную работами английских златокузнецов из собрания посольских даров Оружейной палаты Кремля, повезут в Лондон.

Самое неожиданное впечатление для вошедшего с улицы XXI века в кремлевские пространства – англичане еще в далекие изысканные времена носили перстни с черепами. Все как сегодня, но сейчас оторопь берет, а тогда их дарили в том числе на свадьбу. Символ бренности бытия мог сочетаться с «узлом любви» из переплетенных инициалов молодоженов. Жизнь двора была кодифицированной и, как жизнь всего общества, полна символики. В этот период островитяне дали старт английской колонизации Нового Света, к ним пришла культура Возрождения, бушевали Реформация и Контрреформация, оформлялся абсолютизм. Монархия тут возведена в абсолютный принцип (вплоть до того что Генрих VIII объявил себя главой Церкви) – можно сказать, от триумфа власти до кончика королевского мизинца. Ведь если триумфальные арки, эскизы которых здесь есть, являли собой, в общем-то, раму к парадному портрету шествовавшего через них властителя, то многочисленные кольца, о детальной выделке которых неустанно заботились ювелиры, – такая же рама, но для пальца, часто – того самого мизинца.

Если сравнить показы классического искусства с книгами, бывают выставки-«альбомы» (визуальный ряд с необременительными комментариями), а бывают выставки-«монографии». «Английский двор» – из последних. В музеях Кремля вообще – это не устаешь повторять – знают толк в экспонировании. С точки зрения света, структуры пространства. И всегда это показы не только для разглядывания – и для чтения тоже, оно бывает долгим, но погружает в исторический контекст. А искусство, конечно, в деталях. Вот и эпоха Тюдоров–Стюартов останется в витринах памяти не только – не столько даже – могучими доспехами Генриха VIII, сколько поразительного изящества рапирами, где рукоять c серебряной чеканкой и золотыми насечками. Искусство vs монархия – это и искусство политики, и, как следствие, искусство ратного дела…

В зале Успенской звонницы образы власти артикулированы преимущественно портретами и драгоценностями. Вошедшее во все энциклопедии изображение Генриха VIII, копия с оригинала кисти Ганса Гольбейна Младшего, где грузный король с властным лицом походит на немецкого буржуа. Да черт с ним, на кого походит, интереснее – как смотрят на высокородных особ. Что Генрих VIII, что его дети – король Эдуард VI и королева Елизавета I застывают в скованных позах (и дело не только в кодифицированном поведении, а в не избавившемся еще от средневековой чопорности письме), зато каждый элемент костюма, ворсинка меховой оторочки выписаны как самое главное на свете. Вещный мир на службе власти. То же внимание к деталям было и в миниатюрных портретах-подвесках высотой всего 5–8 см. А в Одностолпной палате Патриаршего дворца все внимание – на быт, пусть и самой высокой пробы. От турнирных доспехов до тканых пологов, от костюмов и тонкой вязи кружева до рамы зеркала и гребня.

Все эти предметы, за которыми в исторической традиции закрепился чуть снисходительный термин «декоративно-прикладное искусство», до того как осесть в музеях и частных собраниях (в Москву их привезли, например, из лондонского Музея Виктории и Альберта, из лондонской же Национальной портретной галереи, из Королевской оружейной палаты Лидса…), проживали историю бок о бок со своими царствующими хозяевами. История бывает парадоксальна и делает неожиданные повороты. Если Генрих VIII покровительствовал прекрасному, был мудр и обладал, как говорят, прочими моральными добродетелями, в то же время судьбу шести его жен сегодня без церемоний предлагается заучивать по принципу «развелся – казнил – умерла – развелся – казнил – пережила». О Генрихе VIII Шекспир напишет свою пьесу, в то время как сам он появится на выставке Первым фолио 1623 года, составленным актерами Джоном Хемингсом и Генри Конделлом. Дочь Генриха VIII Елизавета I работала над иным имиджем, войдя в исторические анналы как «королева-девственница», предпочитавшая «обручение с нацией». А история шла на новые виражи, и когда на Елизавете династия оборвалась, уступив место Стюартам, английская революция смела прежний уклад, а прежняя монаршая роскошь послужила, в частности, свержению режима. Имущество казненного Карла I пошло с молотка, чтобы платить армии и бороться с роялистами, а многие королевские сокровища пустили на переплавку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1295
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
967
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1159
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
757

Другие новости