0
2652
Газета Культура Интернет-версия

06.12.2012 00:00:00

Самоцензура женская достойна мрамора каррарского

Тэги: музей, выставка


музей, выставка Trinity у Айдан Салаховой – это столкновение двух традиций.
Фото Константина Ремчукова

«Конфликт зачарованности (Fascinans) женским телом и страха (Tremendum) перед ним является концептуальным сердцем выставки» – гласит релиз. Показ так и называется – FASCINANS AND TREMENDUM, делала его стамбульский куратор Берал Мадра, она же была куратором азербайджанского павильона на Венецианской биеннале 2011-го. Тогда после визита президента Ильхама Алиева работы Айдан сняли с экспозиции как не соответствующие имиджу и престижу страны. Те самые работы на новой выставке помещены в контекст давнишних гендерных изысканий Айдан, разворачивающихся неспешно, как вязь восточных орнаментов. И местами провокативно.

Хотя большинство работ сделано за последние три года, а есть и совсем свежие, еще не показывавшиеся на публике, успех нынешнему показу Айдан был обеспечен еще в 2011 году в Венеции. Кроме того, это первая персоналия художницы с тех пор, как она летом закрыла «Айдан-галерею», одну из первых галерейных ласточек Москвы (появилась она в 1992-м, а еще в 1989-м Салахова была соучредителем «Первой галереи»), и сосредоточилась на некоммерческих проектах. Ну, и уж совсем можно было бы не говорить про извечно вызывающие жгучий интерес гендерные мотивы, где сексуальность сплетена с канонизированной замкнутостью, возможностью и невозможностью индивидуальной свободы. Тут и скульптурные фаллические минареты, и графическая фигурка в поднятой парандже обнажает грудь. Но главное – Салахова объединяет наукообразные вопросы о соприкосновении восточных и западных культур и культов с присущей постмодернизму провокативностью – как в Москве отреагируют на ту самую удаленную из азербайджанского павильона женскую фигуру с выглядывающими из паранджи белоснежными руками из каррарского мрамора (а в профиль скульптура «Предстояние» из серии «Предназначение» напоминает мужское достоинство)? Здесь вам и феминистического толка споры о женщине в тени мужчины, и политического – о ношении чадры.

Другую опальную работу, «Черный камень» тогда в Венеции забрал в итальянский павильон его куратор Витторио Сгарби, а потом он осел у одного российского коллекционера. «Предстояние» итальянцам перевезти в свой павильон не удалось – слишком тяжела скульптура. А три барельефа в 2011-м остались в азербайджанском павильоне. Все это сегодня тоже приехало в залы на Гоголевском.


На прошлой Венецианской биеннале «Предстояние» сняли с экспозиции павильона Азербайджана. Теперь скульптуру можно увидеть в Москве.
Фото автора

Кто бы думал, что качающаяся на лошадке-неваляшке девочка в белом пальтишке, запечатленная в 1967-м отцом и художником «сурового стиля» Таиром Салаховым, всерьез примется за женские сюжеты. А вот ведь. Гендерная тема у Айдан Салаховой многолетняя, с многочисленными вариациями. Новый показ, говорит она, «про женскую самоцензуру», обусловленную «социальными установками. Поэтому женщина и мечется между «я» и тем, что можно и нужно». Женское «я» художница препарирует в формате open/closed. Метафорически сталкиваются задрапированные туловища и обнаженные части тел, разнообразие жестов дышит тактильностью, но при полном отсутствии лиц разом превращается в геральдику – поэтому и троичная структура выставки расслаивается на «Тело», «Руки» и «Объекты». Эротика, то скрытая, то приподнимающая завесу (буквально – как в той самой работе с паранджой и грудью), обволакивает догматичность. FASCINANS AND TREMENDUM сплетает медитативную бесконечность исламских орнаментов и жест «Оранты», традиционные культуры, религиозный культ и новейший культ тела. Здесь нет ни одного лица, но идет поиск (с надеждой или безнадежный?) самоидентичности. Потому в серии барельефов женщина в парандже превращается в гладкую стелу (будто погребальную, сделанную из гранита) с белыми мраморными, как у статуи, кистями рук. Это феминизм, но без рупора и бьющих через край страстей. С качественной выделкой: телесность и связанные с ней страхи художница переносит в графику и на холсты, увековечивает в граните и мраморе (крупные каменные блоки, конечно, помогают обрабатывать ассистенты, а дальше Айдан сама берется за бормашину).

Драматургия образов в их амбивалентности. Скрытость тела в религии упирается в культ тела в современном обществе, а у паранджи, согласно Айдан Салаховой, есть шанс стать дверью на свободу: «Если вы попробуете поносить паранджу, вы себя почувствуете более свободными, потому что сможете закрыться и посмотреть внутрь себя».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
866
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
749
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
872
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
593

Другие новости