0
2762
Газета Культура Интернет-версия

03.04.2013 00:52:00

Хоррор хора

Тэги: театр, Хакасия


театр, Хакасия Фото портал исполнительных органов государственной власти респ. Хакасия

Неделя новой драмы, которая прошла в Русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова (Абакан, Хакасия) в середине января, есть в своем роде весьма серьезный ответ оппонентам этого направления, которые аргументируют свою позицию и тем, что тексты новодрамовцев ставятся в основном в формате малой сцены, и тем, что узок и ограничен круг этой аудитории разными небольшими тусовочными партиями, и что театральная провинция почему-то не спешит активно ставить эту литературу.

Евгений Ланцов, принявший театр в Абакане год назад, опровергает подобный скептицизм по всем позициям, полагая, что как раз «новая драма» может весьма и весьма серьезно помочь репертуарному театру, поскольку современному зрителю соотносить собственную жизнь почти не с чем: сериально-глянцевое ТВ в этом отношении особо показательно. Есть и другой весьма важный внутритеатральный посыл этой абаканской акции: актеры встают перед необходимостью играть не про жизнь вообще, а про нашу, а значит, и про себя. Перезагрузиться актерам в этом отношении не так-то просто.

Из всех спектаклей, показанных в рамках недели («Мотоцикл» по пьесе «Убийца» Александра Молчанова, «Русский и литература» Максима Осипова, а также спектаклей Хакасского национального театра им. А.М. Топанова «Рожденный небом» Б. Колаева, А. Чапрая, «1+1=1», режиссер обоих спектаклей Батр Колаев), хотелось бы особо остановиться на спектакле «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богуславского.

Заслуга первооткрывателей этой пьесы принадлежит столичному Театру им. Вл. Маяковского (режиссер Никита Кобелев). И если сравнивать чтение смыслов этой пьесы, титулованной престижными драматургическими конкурсами, то оно оказалось в чем-то диаметрально противоположным. Главное отличие трактовки Евгения Ланцова заключено в том, что, несмотря на название «Любовь людей», здесь никто никого не любит. Не любит Люська, которая тайком убив своего мужа - алкоголика Кольку и скормив его свиньям, решила начать жизнь набело и вернуть любовь бывшего одноклассника, а ныне милиционера в предместье Сергея. В поселке просто живет миф об этой несостоявшейся любви. Его в спектакле, грубо говоря, женят. Усилия к тому прилагают и матери Сергея и Люськи, и сама Люська. Этот герой Ф. Загидулина в спектакле, прежде всего, — честный мент, бывают и такие. В деревне ведь все на виду, ничего не скроешь. Только он один – единственный озадачен тем, что Кольки нет уже семь месяцев. И тревогу он начинает бить не из особого гуманизма, а по закону, мол, непорядок, человек пропал с концами. Люська (О. Изотова) его весьма грамотно забалтывает, потом в дело вступает с обеих сторон родня, и Сергей сам не замечает, как оказывается мужем. Уж коли назвался груздем — полезай в кузов. Коли муж, то всё в дом, чтобы сытно было. Признание жены в свершенном преступлении переворачивает все его нутро. Он попадает в капкан неразрешимых для него противоречий. Вообще этот спектакль поставлен в большей мере про Сергея, чем про Люську, которая оказывается неспособной жить счастливо заново. В конце концов, она заболевает душой и умирает, а Сергей кончает с собой. Он не знает, как ему жить с женой – убийцей. Брак для него превращается в буквальном смысле в сговор с преступницей. Сергей, что называется, повязан тайной убийства Кольки. Его простая натура не выдерживает не столько болезни Люськи, сколько того, что ничего невозможно исправить. Случается не драма любви, а крах простых представлений о жизни, которая оказывается куда как сложнее. Его органичная и ограниченная натура не выдерживает драматических обстоятельств.

У этой пьесы есть подзаголовок: «картины из жизни людей в преддверии зимы и ожидания лета». Евгений Ланцов не проходит мимо этого важного авторского уточнения. Герои здесь то и дело зябнут, им холодно, они хотят согреться, но этот озноб не есть только физическое, но и моральное, и даже отчасти, если не мистическое, то иррациональное состояние.

Они не могут согреться, потому что не способны согреть друг друга. Люди здесь перестали сострадать ближнему, терпеть сообща невзгоды. Они равнодушны к бытию. Деревенский хор в начале спектакля, а потом и по ходу действия, то и дело встает с лавки, вытянутой вдоль сцены, и угрожающе движется всей массой на зрителя с причетами, приговорами и распевами. На разный лад эта деревня, идя на публику, нестройными голосами подвывает: «Ой, как я люблю себя, ой как я люблю себя». Тут далеко до древнегреческого хора, который был голосом паствы полиса. Хоть и идут они «хором», но общности паствы тут нет и в помине. Тут равнодушно пропускают исчезновение Кольки, а когда Сергей повесился, то только скажут, что прибрать бы надо, мол, комната-то вся, где висит покойник, обоссана. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
580
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
507
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
612
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
435

Другие новости