Читка пьесы Елены Исаевой. Фото Марины Каминской
Гуслица – место новое, полуразрухой и фабричным прошлым напоминающее модные московские АртПлей и Фабрику, а тем, что здесь уже нашли себе пристанище художники, для которых Гуслица стала арт-резиденцией, – еще и Винзавод.
Сегодня много говорят о государственно-частном партнерстве и, кажется, от разговоров переходят к делу. В Москве в июле объявили о конкурсе на новое здание ГЦСИ, и Минкульт, естественно, радуется, что все расходы по проведению международного конкурса, а это немалые деньги, берет на себя недавно собранный попечительский совет будущего музея современного искусства. Гуслица, как и Винзавод и АртПлей, – частная собственность, но купившая бывшую фабрику прекрасная женщина Ирина Николаева решила, что место это для бизнеса не самое подходящее, и превратила ее в арт-резиденцию для художников. В сентябре здесь откроется один из проектов Московской биеннале современного искусства, курирует его Олег Кулик. А режиссерско-драматургическую лабораторию в Гуслице поддержал столичный Департамент культуры.
Собрали, по словам Михайловой, «восемь пар «чистых» и «нечистых», неделя жизни бок о бок и – восемь показов, по два в день, с предварительным разговором «о терминах». Первый вечер Михайлова предложила посвятить 15 вопросам по методу действенного анализа Станиславского, потому что, говорит Михайлова, «пространство встречи драматурга и режиссера – это действенный анализ. Казалось бы, где, как не в российских вузах этому должны обучать. Ан, нет. Кто-то что-то слышал, примерно представляет, а уж пользоваться мало кто умеет. А ведь это не просто метод работы и драматурга при написании пьесы, и режиссера при ее постановке. Это пространство ссоры. Режиссер говорит: у тебя здесь нет действия. Автор возражает: как это нет? Полно действия! Одно только действие и есть! Дальше больше, и вот они уже враги. А всего-навсего надо было для начала определить, что мы называем действием, а что – сквозным действием. Что – задачей, а что – сверхзадачей».
Самый молодой автор – 22-летний киевлянин Владимир Хохлов написал пьесу о Чернобыле «Индифферентность». Катастрофа случилась до его рождения, казалось бы, как спрашивают в подобных случаях, «что им Гекуба, что ему Гекуба?». А история – и в пьесе, и в показе, который готовила Ольга Лысак, – живая, волнующая, даже захватывающая. В Гуслице много разных хороших мест для игры. Лысак выбрала старый полуразрушенный цех, куда и зрителей-то пришлось проводить по одному, с соблюдением особых мер безопасности. Сергей Шевченко «Мангровые рощи» Натэллы Ермаковой показал в мансарде на фоне экзотических растений, пения птиц и шума ветра, а под лестницей чугунного литья XIX века очень органично смотрелся показ Риты Саар «Доку.Мент» Марины Крапивиной, пьесы, которая начата была в мае на семинаре Пензенского драмтеатра «Пенза как она есть». Из пензенского проекта «перекочевали» в Гуслицу документальные истории Виктории Доценко и Елены Исаевой, про ветеранов разных войн и про то, как непросто выйти замуж хоть в Пензе, хоть в любом другом городе России. Исаевская пьеса заключала собой серию показов, внутри которой нашлось место для пьесы опытного проводника и апологета сюрреализма на сцене и в жизни Александра Чугунова, который предложил для семинара вполне документальный сюжет из ленинградской блокадной жизни (режиссер – Марина Перелешина). А самым маститым участником стал Анатолий Королев, пьесу которого «Формалин», остросюжетную, почти детективную (интеллектуальный детектив, отчасти в духе его же романа «Стоп, Коса!»), готовил к показу Алексей Жиряков, который вырвался почти на неделю со съемок. Торопилась на съемки в Воронеж и Ольга Лысак, но в итоге и она «досидела» до самого конца мастерской и уехала в ночь только после закрытия, чтобы к утру попасть в кадр. Вот это было дорого: все работали на всех, не было привычных приезжающих и уезжающих команд. Сегодня ты режиссер, и другие режиссеры и актеры играют в твоем показе, а завтра ты кому-то помогаешь, становясь актером у другого режиссера в другой пьесе. И вот это соседство и энергообмен в обе стороны людей от 20 до 70 лет были чрезвычайно и новыми (для сегодняшнего театра), и важными.
Приятно, что многие не только познакомились, но и передружились и теперь встречаются уже в нерабочее время, но важнее, что какие-то читки появятся, хочется верить, осенью в Театре.doc, другие – в Доме актера, а пьесы, начатые в Пензе, следующей весной будут поставлены в Пензенском драмтеатре.