0
3088
Газета Культура Печатная версия

18.09.2014 00:01:00

Борцы из трясины лезут на свет

Лаборатория Дмитрия Крымова сблизила Островского с Чеховым

Тэги: театр, школа драматического искусства, премьера, островский


театр, школа драматического искусства, премьера, островский Счастливого финала не будет. Фото с официального сайта театра «Школа драматического искусства»

В театре «Школа драматичесого искусства» новый сезон открыли премьерой: Дмитрий Крымов обратился на сей раз к Островскому, для которого, как обычно, придумал свое оригинальное название. На афиши вынесено: «О-й. Поздняя любовь».

Было бы весьма опрометчиво предполагать, что Дмитрий Крымов, обратившись к Александру Островскому, вдруг переменится в режиссера-постановщика, почтительного к именитому автору. Вместе с тем – удивительно – он сохраняет достойный тон и такт в эксцентричном прочтении классика.

Начнем с того, что сразу несколько женских ролей играют мужчины: хлебосольную хозяйку небольшого дома в захолустье Фелицату Антоновну Шаблову – актер Евгений Старцев, а лихую вдову Варвару Харитоновну Лебедкину – актер Константин Муханов. Обе без мужей, пусть первая обедневшая, а вторая богатая, обе привыкли драться за жизнь, и в этой битве они давно потеряли свою женскую природу, преобразившись в мужиков в юбках.

Однако перемены пола коснулись и мужских ролей. И состоятельного купца Дороднова, привыкшего оптом покупать всё и всех, и честного стряпчего «благообразной наружности» Маргаритова играют соответственно Алина Ходжеванова и Вероника Тимофеева. Более того, кажется, что русский купчина Дороднов забрел в спектакль Крымова прямиком из commedia del’arte, сыграв только что скупца Панталоне, да и сердобольный повытчик Маргаритов пришел следом оттуда же, сыграв, скажем, судью-заику Тарталью.

Глядя на такого сбрендившего чудака, ни один купец в здравом уме не доверит ему никакого дела. Взъерошенные волосенки, во рту виден всего один зуб. Он не говорит, а щебечет, как канарейка, так, что и слов не разобрать. Он не родился маленьким человеком – его таким сделала московская окраина, злая, жадная, беспощадная трясина быта.

Центральная фигура событий – Николай (Александр Кузнецов), молодой адвокат, сумевший по началу карьеры вкусить бешеных денег, сегодня все безнадежно растратил и обреченно хочет вернуть былое положение с помощью карточной игры.

Крымов наделил его чертами то ли вампира, то ли наркомана.

Между тем именно этот картежник стал кумиром  чистой, невинной и блаженной натуры. Самопожертвование Людмилы, ее поздняя любовь, готовность отдать все Николаю из того немногого, что есть у бедной девушки, включая злосчастный документ – заемное письмо Лебедкиной,  которое отец держит за семью печатями, – никак не преображает Николая. Куда там! Запоздалая любовь синего чулка лишь на время будоражит его воспаленный ум. Ему нужны только деньги. А его скучноватые попытки пустить пулю в лоб почти что привычка.

Однако дело не только в этом. Никому другому также в здравом уме не придет в голову жениться на такой вот Людмиле (Марина Смольникова). Она – дитя захолустья, ею движет не столько сострадание к Николаю, сколько юродство. Маленькая, в огромных очках, с огромной косой до пят, она не смогла превратиться в девушку, способную любить. Блаженная Людмила наивно решила, что Николай ее любит, только потому, что тот один-единственный раз держал ее за руку. Она действительно не понимает, что крадет документ, просто берет, как бумажку, не осознавая всех страшных последствий для отца. Ее речь – странный бесконечный щебет, который здесь никто не слушает, разве что сам безумный Маргаритов. Они и перейдут на свой в буквальном смысле птичий язык – два взъерошенных воробушка среди воронья.

Речь как диалог и пол тут не нужны.

На такой окраине жестокость естественна. Вот королева захолустья Лебедкина вполне по-светски просит в гостях погадать, но выпавшая карта сулит лишь неприятности, поэтому она без экивоков достает нож – шалишь! – и наносит трефовому королю, а потом и всей колоде ножевые удары разных оттенков. Крымов органично встраивает борцовскую акробатику в быт захолустья. Обе дамы демонстрируют нешуточные бицепсы и сноровку приемов. Вот мать Николая, уставшая ждать сыночка после ночной игры, бросается всем могучим накладным розовым телом на сына. В ее броске больше скуки, чем гнева. Настал час прессовать, ну и ладно. Вот она как перед тренировкой скидывает платье и – в бюстгальтере № 8 и в кошмарных панталонах размера № 60 – прыгает на сына как на спортивный мат.

Финальная перепалка между героями вообще превращается в бой без правил, где в ход идут броски, пинки, захваты, даже стул и электрошокер. И этот борцовский финал не кажется преувеличением. Трясина просто гримасничает.

Ближе к развязке Крымов сближает Островского с Чеховым. Счастливого финала – какой написан у классика – не будет. Деньги, которые Маргаритов чудом получит и половину тут же отдаст Людмилочке на приданое, которые, в свою очередь, юродивая передаст вновь Николаю, – исключительно ее слепой выбор. Они даже идут под венец, но злосчастный револьвер все-таки оказывается в руке у Николая. В финале, как чеховский Иванов, Шаблов стреляется. Правда, даже выстрел тут не действует, кровь струится под самозабвенное пение невесты... В этом спектакле плачевно не то, что стряслось с людьми, а то, что с ними натворила трясина обочины.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские автомобилисты станут пользователями, которые платят дважды

Российские автомобилисты станут пользователями, которые платят дважды

Анастасия Башкатова

Правительство бросит триллионы на инфраструктуру

0
1580
Пандемия уменьшила поток российских абитуриентов за рубеж

Пандемия уменьшила поток российских абитуриентов за рубеж

Анатолий Комраков

Несостоявшиеся студенты иностранных вузов увеличили платный прием в РФ

0
1046
В президентском Послании может появиться второе бюджетное правило

В президентском Послании может появиться второе бюджетное правило

Михаил Сергеев

Поставленные главой государства задачи часто не решаются много лет

0
1675
Большинство гостиниц 3* и 4* в Краснодарском крае и Крыму подняли цены на 20–30%

Большинство гостиниц 3* и 4* в Краснодарском крае и Крыму подняли цены на 20–30%

0
481

Другие новости

Загрузка...