0
4761
Газета Культура Интернет-версия

23.12.2014 19:17:00

Театр балета имени Леонида Якобсона представил премьеру «Ромео и Джульетты»

Тэги: театр, балет, премьера


театр, балет, премьера Фото Ирины Туминене

Театр балета имени Леонида Якобсона в минувшие выходные представил премьеру – балет «Ромео и Джульетта» в хореографии Антона Пимонова по либретто режиссера Игоря Коняева. Премьерные показы прошли на недавно открытой после реставрации основной сцене Большого Драматического театра имени Товстоногова. Постановка приурочена к 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира.

Небольшая труппа театра те несколько лет, что находится в руках своего нынешнего художественного руководителя Андриана Фадеева, уверенно движется вверх по лестнице творческого развития. Восстановлены и обновлены редкие шедевры Якобсона (например, «Клоп» и «Роден»), растет исполнительский уровень труппы, артисты имеют возможность не только освоить проверенную временем хореографию, но и танцевать то, что сочинено специально для них. Так, в прошлом сезоне театром была представлена программа «Лики современной хореографии», большая часть которой была поставлена Антоном Пимоновым. В этом же сезоне сотрудничество с молодым хореографом продолжилось более масштабной и комплексной работой – балетом «Ромео и Джульетта», сложность музыкального и драматического материала которого предполагает известную амбициозность постановочной команды. Для работы над балетом привлекли опытного режиссера-постановщика Игоря Коняева, для которого это, однако, первая работа в балете, а также художника-постановщика Вячеслава Окунева и художника по свету Евгения Ганзбурга.

Из шекспировской «Вероны, где встречают нас событья…» Игорь Коняев переносит действие в театр, где враждуют две труппы – CapuletClassiсBalletTheatre и MontagueModernDanceTheatre. Соответственно, все коллизии сюжета происходят на почве противоборства двух эстетических и творческих школ – классического и современного танца. Сеньор Капулетти перевоплощается в директора театра, Кормилица – в концертмейстера, Эскал – в полицейского, разнимающего дерущихся балетоманов, а главные герои, естественно, в солистов в соответствующих труппах.

Но конфликт этот скорее формален, чем реален. Фундаментальное различие между двумя соперничающими кланами, пожалуй, ярче всего проявляется в их костюмах. Ни стиль, ни природа движения главных героев не дают зрителю ответ на вопрос – почему же эти две труппы враждуют? Тут можно сослаться на первоисточник – у Шекспира Монтекки и Капулетти также ненавидят друг друга, не имея на то веских причин, продолжая борьбу по привычке – и тем страшнее исход этой войны. Но так или иначе, движенческие характеристики, данные хореографом двум семьям, выдают в нем в первую очередь приверженца и знатока классики. Модерн, в его актуальном понимании, в этом спектакле заменен на более легкий для восприятия, полу-эстрадный танец с заметной долей неоклассики. Случайно или намеренно, но на премьерный показ Джульетта – Мария Меньшикова – была приглашена из труппы мэтра отечественного современного танца Бориса Эйфмана, а Ромео – Максим Зюзин – из цитадели классики – Мариинского театра. Получился этакий ироничный реверанс в сторону основного конфликта постановки.

Джульетта, по либретто выпускница хореографического училища и будущая солистка театра – в исполнении Марии оказалась наивной девой, не проявляющей ни сильных чувств, ни твердости характера, решившей связать свою жизнь с Ромео скорее из любопытства или скуки, чем по большой любви. Впрочем, и Ромео, кажется, не был ошеломлен внезапно пришедшим чувством, однако успев привязаться к Джульетте, в финале не может выпустить из рук бездыханное тело возлюбленной.

Несмотря на тот факт, что исполнители главных партий – приглашенные артисты, собранность и «станцованность» всей труппы сложно не отметить. Ироничен и обаятелен Меркуцио в исполнении Марата Нафикова, недавнего выпускника АРБ имени А.Я. Вагановой. Невзирая на пока небольшой опыт работы в театре Марат продемонстрировали сценическую органичность, и актерскую раскованность, и точность нюансировки в характеристике своего персонажа. Зинаида Гагарская, исполнившая роль Кормилицы, наполнила свою партию не только добрым юмором, но и поистине материнской заботой о Джульетте, а победительный Тибальд Андрея Гудымы не утратил при этом человеческих качеств, оставаясь уязвимым и эмоциональным.

Многофункциональные и лаконичные декорации Вячеслава Окунева ловко превращают балет в компактную, удобную шкатулку, готовую раскрывать свои секреты и демонстрировать содержимое безо всяких ухищрений со стороны открывающего. А вот над некоторыми режиссерскими ходами Игоря Коняева придется задуматься. Например, свои симпатии он будто бы отдает Тибальду, вечному антигерою. Так, в сцене убийства Тибальда Ромео неожиданно выбирает в качестве оружия занавес, которым он методично душит его – испуганного, жалкого, готового сдаться. Получается, Ромео – не герой, он расчетливый убийца, намеренно воспользовавшийся слабостью противника? Меркуцио перед самой смертью демонстративно вытирает свою кровь о костюм Тибальда, завещая продолжать смертельную междоусобицу. Такая демонизация семьи Монтекки, увы, плохо ложится на канву повествования о противоборстве двух танцевальных школ, но сама по себе дает пищу для ума.

Смерть Ромео и Джульетты – эмоциональная развязка трагедии – происходит не в склепе, а на крышке рояля, стоящего посередине сцены. Пожалуй, в этом можно усмотреть режиссерский сарказм и лишнее напоминание о том, что «Мир – театр, а люди в нем – актеры». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
755
Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Анастасия Башкатова

От продолжительной жизни до экономики данных – окончательный список стратегических целей пока не готов

0
1360
Жителей трёх курганских сёл вновь призвали к эвакуации из-за паводка

Жителей трёх курганских сёл вновь призвали к эвакуации из-за паводка

  

0
405
КПРФ получила замечание за философа Ильина

КПРФ получила замечание за философа Ильина

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Володин предостерег левых от борьбы с идеологом правых националистов

0
1082

Другие новости