0
4260
Газета Культура Интернет-версия

12.01.2015 00:01:00

Булавка на память

Тэги: театр кукол, премьера


театр кукол, премьера «Безумный день...» играют с удовольствием. Фото с официального сайта Театра кукол им. С.В. Образцова

Накануне Нового года и в новогодние праздники в Государственном академическом центральном театре кукол им. С.В. Образцова давали премьеру – «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Жанр спектакля его режиссер Борис Константинов определил так: спектакль-репетиция с одним антрактом. И длится спектакль по-взрослому – почти три часа. И надо отдать должное театру: надежды привлечь в кукольный театр взрослую публику оправдались, хотя и дети, которых родители по привычке берут с собой, тоже получают свою порцию театральных удовольствий. Это веселый спектакль, как и положено комедии. 

Первое, на что обращает внимание каждый зритель, купивший программку, – некоторая несвойственная обычной бумажной программке тяжесть, открываешь – а там посверкивает в огнях театральных люстр булавка с «бриллиантами», которой приколота к программке изящно вырезанная записка: «Благоволите пожаловать на представление известной комедии… с намерением развеселить уважаемую публику шутливой пьесой с куклами, музыкой и пением, комическим балетом, а также переодеваниями, метаморфозами…» Булавка! Никакая комедия не может обойтись без путаницы вокруг какой-нибудь безделушки, в финале «Женитьбы Фигаро» такой важной мелочью становится булавка графини. 

Но комедия Бомарше, несмотря на известные и давно уж измученные цитированием строчки Пушкина, все-таки годится не только для того, чтобы просто развеять черные мысли. Она сложнее, если можно сказать – насыщеннее. И вот эту сложность Борису Константинову удалось загрузить в спектакль, где куклы то и дело меняются ролями с актерами. Тут надо сказать еще об одном важном обстоятельстве, обозначенном в программке: пьеса эта досталась театру в наследство от безвременно ушедшего в прошлом году актера и режиссера Андрея Денникова, так что нынешний спектакль что-то взял из неосуществленного его спектакля и посвящен его памяти. 

Построенная по всем законам классицистского театра пятиактная комедия, с долгими разговорами, с монологами в полстраницы, не очень подходит для театра кукол, где движение – непременный участник спектакля, а возможности мимики – все-таки ограниченны. При этом Константинов и его соавтор версии пьесы для театра кукол Андрей Лучин посчитали, что пригодятся и рекомендации Бомарше относительно характеров и костюмов действующих лиц, которые артисты этой «бродячей труппы» изучают прежде, чем разобрать роли. Этот ход – с репетицией и бродячими актерами, со своими комиком, трагиком, благородной матерью и т.д. – для спектакля становится спасением, позволяя играть и пьесу Бомарше, и вокруг пьесы, на ее полях, и даже помимо пьесы (но – не против нее). Отсюда – бесконечные входящие обстоятельства, вроде голов то коровы, то осла, то бесчисленных кур, которые здесь, на природе, вблизи господского замка, чувствуют себя свободно. Рогатые, хвостатые, пернатые обитатели сарая – так они обозначены в программке, и их, как и танцевальные сцены, с удовольствием играют молодые актеры образцовской труппы, впрочем, успевая остаться в памяти, как это получается и у Анастасии Слюсаревой, и у Софии Элик. Живые лица, да и всегда видно, когда актеры выбегают на сцену с удовольствием, когда им нравится предлагаемая режиссером игра.

Кстати, осел, когда оказывается, что больше некому, получает ближе к финалу роль судьи в сцене суда над Фигаро. И с удовольствием пожевывает сено и листья салата, принимая взвешенное решение. 

Художнику по куклам Виктору Антонову удалось в самих фигурах, а актерам – добавить эмоциями, и все уже описанное буйство живой природы удачно и как-то очень «близко к тексту» передает очарование и полноту испанской жизни, с одной стороны – такой буколической, пасторальной, а с другой – перегруженной сложными представлениями о том, что такое честь, что – бесчестье. Мир полнокровный и полноцветный, где театр кукол какие-то сцены и конфликты помогает сгладить, а другие, напротив, усложняет и делает на миг еще более неразрешимыми. 

Еще одно важное обстоятельство и достоинство премьеры – получился очень актерский спектакль, где можно говорить об удаче исполнения, скажем, Андреем Нечаевым роли графа Альмавивы, который, когда появляется, не раз где-то сбоку тут же высовывается индюк, становящийся еще одним, получается – не вторым уже (второе – кукла графа!), а третьим воплощением того же самого героя. Плюс – замечательная пара «взрослых», доктора Бартоло (Владимир Беркун) и Марселины (Татьяна Сметанина). В финале, когда выясняется, что из-за начавшейся французской революции премьера уже никому не нужна и актеры все грузятся и уезжают, они остаются на сцене вдвоем. И тут в спектакль входит такая знакомая феллиниевская грусть трагического одиночества комикующего героя. Счастливый финал комедии не в силах сделать счастливыми актеров, тем более этих, уже повзрослевших и постаревших. Кончился не спектакль – жизнь подошла к развязке. Эта пронзительная нота финала – так сказать, подарок от театра. 

От театра, от Константинова и разудалых актеров – много разных кукольных штучек, придумок, приемов самого разного кукольного театра – куклы тростевые (по преимуществу) соседствуют с масками, – все это не оставляет возможности для скуки ни на мгновение и добавляет объем героям, который складывается здесь из куклы и актера. 

Внутри истории бродячей труппы, со своими сложившимися отношениями в ней, стежок к стежку «вышивается» история Бомарше, а внутри Бомарше – свои вставные номера, вроде романса Керубино (Михаил Евченко), который здесь честно выпевает все ноты на фоне тут же вынутого из какого-то сундука покрывала-экрана, какие выставляют обычно на курортах, с разнообразными яркими героями и вырезанными овалами для лиц. Пока Керубино поет, все отверстия этой пасторали заполняются, все, кроме одного, так что Альмавиве не остается иного выхода, как «влезть в шкуру» пасущегося в поле барашка.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
434
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
474
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
288
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
191

Другие новости