0
2978
Газета Культура Интернет-версия

28.07.2015 00:01:00

Драмбалет в тренде

Тэги: большой театр, премьера, юрий посохов, кирилл серебренников, илья демуцкий


Красиво, но все-таки не танец здесь двигает сюжет.	Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Красиво, но все-таки не танец здесь двигает сюжет. Фото Дамира Юсупова/Большой театр

Мировой премьерой балета «Герой нашего времени» завершился сезон в Большом театре. Его авторы – хореограф Юрий Посохов, режиссер Кирилл Серебренников и композитор Илья Демуцкий – создали спектакль, в котором можно задействовать половину труппы. На четыре женских образа приходится три Печорина, солисты оркестра поднимаются на сцену и сопровождают выход главного героя, участвуют в спектакле и артисты оперы.

В Большом театре поставили драмбалет со всеми его родовыми признаками, за исключением одного – примата пантомимы над танцем. Из положенного в основу либретто  романа  Лермонтова сценарист и режиссер спектакля Кирилл Серебренников выбрал три новеллы. Три истории любви в двух актах. В первом («Бэла» и «Тамань»), где действие происходит в неком условном пространстве, режиссер (он же сценограф) тем не менее заявляет об отказе от всяческих иллюзий, убрав кулисы и обнажив осветительные установки. Место действия второго акта («Княжна Мери») – курзал на водах – уже начисто лишено какой-либо условности. В «очищении» от того, что в былые времена назвали бы формализмом, невольно проявляется нечто большее, чем просто сценический прием. Постановщик показал себя истинным героем нашего времени. Вчерашний радикал продемонстрировал завидную умеренность. Обошлось без пресловутой актуализации, «калашей» и эротических излишеств. Не выглядят анахронизмом тренажеры «под старину» в пятигорском спортивном зале. Казавшееся в предпремьерных заявлениях чересчур смелым решение включить в спектакль инвалидов-колясочников на деле обернулось далеким от эпатажа эпизодом с участием членов сборной команды России по спортивным танцам на колясках. Среди находящихся на излечении офицеров ребята смотрелись органично, хотя не показали, вероятно, и десятой доли своих умений. Костюмы (художники – Елена Зайцева, Кирилл Серебренников) не осовременивали, сделали условно историческими. Горцев нарядили не в камуфляж, а в бурки (их вереница напоминает знаменитых «Партизан» Игоря Моисеева). С другой стороны, персонажи не крестятся на каждый угол, хотя мотивы распятия и снятия с креста возникают. 

Молитва же возникает буквально: спектакль начинается с контрапунктического сопоставления православной («Со святыми упокой») и мусульманской поминальных молитв. Муэдзин (тенор Марат Гали) больше на сцене не появится, а вот сопрано (Светлана Шилова) в последней части споет развернутую арию на текст письма Веры Печорину. Кроме бас-кларнета, виолончели и английского рожка – спутников Печорина – еще один инструмент участвует в спектакле – ветряная машина, которую крутит мерзкого вида старуха в «Тамани». Гиблое место. А самое светлое место – последняя картина, на водах, где Демуцкий умело стилизовал свою музыку под прокофьевскую сюиту (вновь с добавлением «внешнего» элемента в лице пианиста, который аккомпанирует на занятиях у балетного станка).

Поэтика хореографа Юрия Посохова выдает солиста Большого театра эпохи позднего Григоровича. Главные средства выразительности – пафосные жете и вращения, акробатические поддержки, слишком активные руки.  Оттого, что патетики в этих движениях слишком много,  не покидает ощущение монотонности. Даже в любовных дуэтах, где хореографа все-таки выручают исполнительницы  (Ольга Смирнова – Бэла, Екатерина Шипулина – Ундина, Светлана Захарова – Мери, Кристина Кретова – Вера). У наших балерин красивые линии, лианные руки, гибкие станы, большой шаг. Им – раздолье, а зрителю – удовольствие.

Притом что в каждой из трех балетных новелл свой Печорин, отличают их друг от друга не пластические и психологические характеристики, а фактура и индивидуальность артистов. Игорь Цвирко («Бэла») – скорее мачо, нежели мучимый сплином интеллектуал.  Об Артеме Овчаренко в «Тамани» вообще трудно сказать что-нибудь определенное. Его Печорин оказался в тени экспансивной Ундины  и Янко – Вячеслава Лопатина, который, как всегда, нашел для своего героя характерные краски. Лопатин так заразительно и легко почти летал по сцене, что виделись и непотопляемая его лодчонка, и образ вольной бесстрашной  птицы. Из всех Печориных лишь Руслан Скворцов хоть отчасти соответствует расхожему представлению о лермонтовском герое. Причиной тому опять же природа и выучка, а не содержание и продуманность роли. Это особенно заметно рядом с Денисом Савиным – живым, страдающим, нешаблонным Грушницким. 

Избежав засилья пантомимы, постановщики все же не добились того, чтобы содержание балета раскрывалось в танце, чтобы именно танец двигал сюжет. Каждой части спектакля предпослан отрывок из романа, призванный задать тон настроению и атмосфере, которые тем не менее не развиты затем в действии. Например, чтобы ощутить скуку в общении с Бэлой, Печорину пришлось уйти со сцены, а вернуться уже соскучившимся. В танце процесс передать не удалось. Ощущая ли этот разрыв подспудно или вполне осознавая его, режиссер обратился к неким знакам. Украв горскую девушку Бэлу, Печорин приносит ей балетный станок, а в довершение того – балетную пачку. Надев поверх шальвар розовую юбочку в рюшах, Бэла встает к станку, очевидно, доказывая тем самым, на какие жертвы готова пойти ради любимого. Во всяком случае, смешно предполагать, что такой нелепый прием символизирует встречу Востока и Запада. Да и не в тренде это нашего времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
313
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
400
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
319
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
276

Другие новости