0
2193
Газета Культура Интернет-версия

07.10.2015 20:19:00

За закрытой дверью. Фестиваль моноспектаклей Solo

Тэги: фестиваль, моноспектакль, solo


В Москве полным ходом идет международный фестиваль моноспектаклей Solo. В Театральном центре на Страстном уже в восьмой раз собираются яркие работы из России, Италии, Франции, Эстонии и других стран, где вся тяжесть постановки ложится на плечи одного актера, который нередко выступает и в качестве режиссера, а иногда - и автора текста.

Последнее применимо к моноспектаклю «Не чувствовать боль. Посвящается Элеоноре Дузе», где итальянка Элена Буччи примеряет все три ипостаси - автора, режиссера и исполнителя. Изучив биографию известной землячки, Буччи постаралась выловить из воспоминаний и писем Дузе разнообразные грани ее личности и сконцентрировать их на сцене. Обличив классические биографии, где противоречивая существование артиста укладывается в некие клише и пересыпается географическими названиями и датами, актриса начинает по ролям читать жизнь Дузе - сначала впечатления критика и зрителя, потом - воспоминания самой артистки: о тяжелом детстве, о зыбкой грани между реальными эмоциями и игрой, о возлюбленных, об обидах, о всепоглощающей жажде театра. Эдакий «Крик Лангусты», но рассказанный единолично Сарой Бернар - соперницей Элеоноры Дузе. Элене Буччи очевидным образом нравится этот полудокументальный материал, в чтении которого проскакивает то упоение пополам с самолюбованием, то увлеченность самим текстом, превалирующим над режиссерскими решениями и исполнением. Эмоциональная декламация, в которой встречаются и те самые места и даты, перебивает нюансы и не сильно раскрашивает текст, но встречает бурные аплодисменты.

Впрочем, не стоячие овации, каких удостоился, например, моноспектакль «MDLSX» итальянского же авангардного театра Motus. Режиссеры Даниэла Николо и Энрико Казагранде при помощи актрисы Сильвии Кальдероне поставили роман «Средний пол» Джефри Евгинидиса - удостоенную Пулитцеровской премии историю о девушке Каллиопе, которая, вследствие генетического заболевания, трансформируется в мужчину по имени Калла, планомерно познавая свою сексуальность и новые оттенки (не)свободы. Периодически на заднюю стену транслируется домашнее видео самой Кальдероне, на котором она, еще юной, поет песни, танцует с отцом или, уже взрослая, купается в бассейне с татуировкой «Kaspar» на груди (кадры, не вошедшие в фильм «Легенда о Каспаре Хаузере», где актриса сыграла главную роль). Основной же видеоряд составляет съемка в режиме реального времени, на которой крупным планом видно лицо Кальдероне-Каллиопы во время этой импульсивной исповеди в формате диджей-сета. Калла ставит любимые песни - от College до The Smiths, преимущественно синти-поп и нью-вэйв, светомузыка не прекращается почти ни на минуту, словно в фильмах Хармони Корина или Николаса Виндинга Рефна. Обличая мир, полный болезненных иерархий, колониальных, патриархальных и гендерных идей, Каллиопе-Калла почти не смотрит в зал, обращая больше внимания в камеру, но однажды она бросает долгий взгляд на зрителей - и зажигается свет, призывающий сидящих в зале посмотреть на себя со стороны. Несколько утомительный и порой повторяющийся спектакль-манифест вызвал бурное одобрение публики.

(Надо сказать, что, в отличие от обрывочной видеоверсии «Мертвого класса» Тадеуша Кантора, показанной в первый день фестиваля, с «MDLSX» ушло гораздо меньше людей, несмотря на провокативность и остроту театрального высказывания.)

Днем ранее зал заставил восторженно подняться моноспектакль по Федору Достоевскому - «Кроткая» режиссера Павла Сафонова с Евгением Стычкиным в главной роли. Печальная история брака между уже не очень молодым ростовщиком и шестнадцатилетней девочкой, решившейся на этот шаг из нищеты. Спектакль начинается почти с шепота, с длиннот и задумчивого взаимодействия с объектами на сцене - фортепиано, тазом с водой, стульями, маятником часов - огромным белым шаром. Громкость исповеди нарастает и крепнет, в действиях ростовщика начинает просматриваться логика, да и в прикосновениях к предметам - цель, а не только необходимость какого-то артистического движения. Сюжет о давлении состоятельности на бедность, мужчины на женщину, палача на жертву ближе к трагическому финалу выруливает в область размышлений о настоящей любви и на тему «А судьи кто?». Мучитель оказывается жертвой общества, и в раскатах Imagine Джона Леннона, где описывается несбыточная утопия, когда пропадут все формальные преграды между человеческими индивидуумами, звучит светлая грусть надежды.

Напротив, чужд дух оптимизма лаконичному и несколько абсурдистскому спектаклю «Solo» эстонского театра R.A.A.A.M., поставленному и разыгранному Хендриком Тоомпере по произведению писателя и художника Эрвина Ыунапуу. В аскетичных и кирпичных декорациях Боярских палат СТД Тоомпере поставил сюжет о взаимоотношениях художника с властью, критиками и зрителями на примере повара, который добавляет в блюда для идеального вкуса экстракт из произведений искусства - «Купания красного коня» Петрова-Водкина, например, или «Едоков картофеля» Ван Гога. За этим актом вандализма он вынуждает наблюдать по скайпу известного кулинарного критика, похищенного во время турне по 62 ресторанам, в общении с которым он переходит с русского на английский и обратно. Попутно повар рассказывает о своей жизни, полной неоконченных университетов, путешествий и званых ужинов для первых лиц государств («Распутин? Ну, выкинь «рас» и будет тот, кто нужно»). «Solo» позиционируется как моноспектакль о механизме зла, уничтожающем культуру, превращающем его в объект массового, неразборчивого потребления. С позиции же повара, конечно, критик не понимает, что использовании частички искусства делает любой объект, в том числе и еду, таким же искусством. Вот уж действительно, ад - это другие.

А первая половина фестиваля Solo как раз сплошь и повествует о других - отличных, размышляющих или потребляющих, освобождающихся от (сомнительных) постулатов или сковывающих себя ими. И диалог между этими личностями если и возможен, то крайне затруднен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
216
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
226
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
153
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
90

Другие новости