0
3920
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2016 00:01:00

С мольбой о мире

Тэги: опера, премьера, мариинский театр, симон бокканегра


опера, премьера, мариинский театр, симон бокканегра В сценографии используются роскошные виды Средиземноморья. Фото Валентина Барановского / Мариинский театр

На новой сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Симон Бокканегра», почти неизвестного в России шедевра великого итальянца. В первых спектаклях участвовал знаменитый итальянский бас Ферруччо Фурланетто.  

Причины изначально прохладного принятия публикой открывающего третий десяток опер Верди «Симона Бокканегры» называют разные – здесь и отсутствие ярких запоминающихся мелодий, и мелодекламационная основа партии главного героя, и всего лишь один женский персонаж на фоне выясняющих отношения между собою мужчин, и перекос в сторону гражданского пафоса. В центре сюжета – конфликт между дожем города Генуи Симоном Бокканегрой, отважным мореходом-корсаром, но плебеем по рождению и аристократом Якопо Фиеско, чью дочь соблазнил Бокканегра, прижив от нее ребенка, но так и не добившись согласия на брак. Момент высочайшего триумфа, избрания главой Генуэзской республики, совпадает для главного героя с выяснением отношений со своим несостоявшимся тестем и известием о кончине любимой. Отчаянием Симона на фоне ликующего хора заканчивается пролог, по своей длительности и драматургической насыщенности спокойно тянущий на полноценное действие. Три последующих действия оперы носят ремарку 25 лет спустя и повествуют о судьбе похищенной в детстве дочери Бокканегры Марии, скрывающейся под именем Амелии в доме аристократов Гримальди и не ведающей о своем происхождении. Как и положено, у Амелии оказывается возлюбленный, ревнивый и пылкий дворянин по имени Габриэль Адорно, представляющий оппозиционный для правящего дожа лагерь. Отдельную интригу добавляет злодей Паоло Альбиани, приближенный Бокканегры, ведущий против своего шефа коварную игру.

Решение позвать для участия в премьерных спектаклях на роль старого аристократа Фиеско знаменитого итальянского баса Ферруччо Фурланетто было абсолютно верным и обеспечило значительную часть несомненного успеха, дополненного великолепной игрой мариинских солистов и ясным, прозрачным, при этом увлекательным и трепетно взволнованным прочтением партитуры Валерием Гергиевым. Антагонистом роскошного Фурланетто стал баритон Владислав Сулимский, блестяще исполнивший сложнейшую в мировом репертуаре партию. Финальная сцена примирения отравленного Бокканегры с Фиеско держала в напряжении весь зал, следивший за каждым жестом и каждой интонацией. Приглашенная в Мариинский театр итальянская команда постановщиков (совместный проект Мариинки с венецианским Ла Фениче и генуэзским Карло Феличе) превосходно справилась со своей задачей. Режиссер и художник-постановщик Андреа Де Роза, философ по одному из образований, верно уловил весьма неспешный, несмотря на кипящие страсти, музыкальный ритм, заданный в опере самим Верди, дал всем певцам показать себя в полной мере, при этом не впадая в бессмысленный оживляж и не превращая оперу в «концерт в костюмах». В той же финальной сцене противники медленно, шаг за шагом в соответствии с драматургическими волнами, двигались друг к другу, с тем чтобы на словах примирения застыть в объятиях. Одна из немногих режиссерских вольностей, которую позволил допустить себе итальянский режиссер, – это введение мимической роли скончавшейся возлюбленной Бокканегры Марии. Ее безжизненное тело выносит новоизбранный дож в Прологе, словно призрачная тень, она появляется, когда Симон выпивает бокал с подсыпанным туда Паоло (подлинная удача Романа Бурденко) ядом, и наконец в самом конце она появляется, чтобы принять душу умирающего корсара, обретшего свою дочь (отличная музыкальная и актерская работа Ирины Чуриловой), благословившего своего зятя Габриэля (Ахмет Агади) и примирившегося с тестем Якопо Фиеско. 

Сценография спектакля была выдержана преимущественно в черных тонах, на невысоком помосте в центре огромной мариинской сцены располагались и городская площадь, и кабинет дожа, и монастырская келья. Стоящая в глубине сцены внушительная «стена-стеллаж» была границей между героями и константно показываемой на заднике видеопроекции итальянского морского побережья с колыханием волн и впечатляющим рассветом в заключении. Этот самый высокий «стеллаж» то оказывался полностью закрыт черной драпировкой, превращаясь в стену, то, наоборот, обнажал свой остов, опоры которого напоминали классические колонны. Художник по свету и видеодизайнер Паскуале Мари сотворил магический визуальный ряд, давший ощутить само изменчивое настроение морского побережья, где разворачивались основные события. Художник по костюмам Алессандро Лаи нашел золотую середину в создании образов героев, стилизовав мантии, плащи и кафтаны под условную старину и при этом не впадая в историческую конкретику, которая в настоящее время в опере особо никому и не нужна. 

Тема мира между враждующими группировками, подчеркнутая в опере самим Верди, особенно остро зазвучала в наше время в связи с возрастающей конфронтацией в разных уголках Земли. Слова Бокканегры в конце второго действия: «Я призываю мир! Я призываю любовь!» – было бы очень разумно сделать девизом и для современных политиков.

Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
540
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
628
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
596
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
598

Другие новости