0
3207
Газета Культура Интернет-версия

27.02.2017 14:36:00

Небесная музыка в немецком исполнении

Тэги: герне, концерт, концертный зал чайковского


герне, концерт, концертный зал чайковского Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

В Концертном зале им. Чайковского Фрайбургский барочный оркестр и немецкий бас-баритон Маттиас Герне в рамках филармонического абонемента «Вершины мастерства. Барокко» представили программу из сочинений Баха. Москва стала одной из точек совершенного Герне и фрайбургцами небольшого турне, среди пунктов назначения которого значились также Берлин, Стамбул, Гетеборг и Роттердам.

Из колоссального музыкального наследия, оставленного Бахом, две сотни церковных кантат во многом являются ключом к его инструментальным произведениям, с помощью слова очерчивая круг идей и образов, волновавших Баха на протяжении всей его жизни. Но в России, по разным причинам, в том числе и по идеологическим, кантаты Баха известны очень мало. Русский перевод глубочайшей богословской поэзии, использованной Иоганном Себастьяном для своих «музыкальных проповедей», появился только в XXI веке благодаря стараниям игумена Петра Мещеринова (именно его перевод текстов напечатали в программке концерта). Три церковные кантаты для баритона-соло были написаны Бахом в Лейпциге во второй половине 20-х годов XVIII века для церковных служб. Руководившему хором Томаскирхе кантору порою по причине болезни своих подопечных приходилось писать сольные кантаты в расчете на технически более подкованных певцов. Сегодня сложно представить, что эти вдохновенные лирические поэмы, посвященные вопросам жизни и смерти, выучивались меньше чем за неделю мальчиками-подростками. Баритоновые баховские кантаты составляют гордость репертуара лучших певцов, и предъявляют исключительно сложные требования к технике и внутренней культуре. У Маттиаса Герне, которого без преувеличения можно назвать прямым наследником немецкой певческой традиции, с Бахом отношения сложились очень хорошо, начиная с его концертного дебюта в 1990 году в «Страстях по Матфею». Представленные им в Москве кантаты уже неоднократно исполнялись на разных фестивалях и были записаны в конце 90-х с Роджером Норрингтоном и зальцбургской камератой на CD. Прошедшие полтора десятка лет, конечно, отложили свой отпечаток на восприятие артистом этих шедевров и на качество его голоса. Внешней легкости и полетности стало меньше, зато добавилось больше глубокой сосредоточенности и внутреннего проживания.

фото
Фото предоставлено пресс-службой
Московской филармонии

Кантаты «Ich will den Kreuzstab gerne tragen» («Радостно понесу я свой крест») и «Der Friede sei mit Dir» («Да пребудет мир с тобой»), исполненные в первом отделении, погрузили слушателей в пространство сокровенной тишины, заставляющей внимать каждому звуку. Выразительным штрихом в манере пения Герне стало даже не столько интонирование, его густой, бархатно-обволакивающий баритон легко справлялся со всеми техническими сложностями, сколько умение проживать паузы. Это был тот случай, когда вокальное и инструментальное не противопоставлялись друг другу, а сливались в единое целое. Смысл произносимого текста тут же находил отклик в оркестровом звучании: напряженная секвенция на словах «Zu Gott, in das gelobte Land» («К Богу, в обетованную страну») в первой арии 56-й кантаты – как отражение сложного тернистого пути, или в той же арии мягкие «убаюкивающие» триоли на словах «Da leg ich den Kummer auf animal ins Grab» («Уложу печаль свою я в гроб») перекликались с нисходящими вздохами у скрипок и гобоев. Один из выдающихся камерных певцов современности, имеющий огромный романтический репертуар из песен Шуберта, Шумана и Брамса, Герне и в Бахе не столько следит за риторическими акцентами, сколько расцвечивает слово, разными оттенками передавая его смысл. Вместо проповеди, с ее непременной дидактической составляющей, слышалась исповедь, вызывающая соучастие и сопереживание. Исповедальность особенно была подчеркнута в прозвучавшей во втором отделении 82-й кантате «Ich habe genug» («С меня довольно»), написанной к празднику Сретения по тексту как бы от лица праведного старца Симеона, узревшего Иисуса-Спасителя. В средней арии «Сомкнитесь усталые очи» в нарисованном Бахом блаженном покое уже угадывался Малер с его прощанием в «Песни о земле».

Аккомпанировавший Герне Фрайбургский барочные оркестр в области старинного исполнительства сегодня один из лучших в мире коллективов, добивающийся безупречного не только в техническом, но и в тембральном отношении саунда. Уже в первом отделении, во вступительной синфонии к 42-й кантате Баха слушатели могли оценить благородство тембров и необыкновенную красоту перекличек между струнными и духовыми, представленными двумя гобоями и фаготом. Открывший второе отделение концерт для солирующих гобоя, скрипки и оркестра, пленил не столько виртуозной игрой руководителя ансамбля Готфрида фон дер Гольца и гобоистки Катарины Арфкен, сколь опять же удивительной естественностью и почти «домашним» уютом. Интонации, дыхания фраз были поставлены настолько естественно, что казалось, будто музыка льется с небес, увлекая туда всех сидящих в зале.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
404
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
280
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2092
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1613

Другие новости