0
2557
Газета Культура Печатная версия

17.03.2019 16:58:00

Новая опера Дмитрия Курляндского "Некийя" размышляет над многовековым сюжетом

Почувствуй себя Одиссеем

Тэги: премьера, опера, некийя, дмитрий курляндский


премьера, опера, некийя, дмитрий курляндский Художник Елена Немкова, композитор Дмитрий Курляндский (в центре) и поэт Димитрис Яламас на презентации оперы-инсталляции. Фото со страницы КЦ Вознесенского в Facebook

В Культурном центре (КЦ) Андрея Вознесенского – премьера оперы «Некийя» Дмитрия Курляндского – композитора, музыкального руководителя Электротеатра «Станиславский». 

Жанр оперы, существующий более 400 лет, продолжает неустанно модифицироваться и подвергаться всяческим экспериментам со стороны современных авторов. Опера сегодня – не всегда пение, опора на либретто и вообще соблюдение каких-либо традиций и канонов. Постоянным обсуждениям и дискуссиям по поводу того, что сегодня подразумевает под собой опера (и подразумевает ли вообще), кажется, нет конца. Так совпало, что в день премьеры «Некийи» композиторы и музыковеды на встрече в Московской консерватории три часа пытались дать ответ на извечный вопрос. 

Дмитрий Курляндский, выступавший в качестве спикера этой «Московской камераты», поддержал мысль о том, что оперу нужно каждый раз создавать заново, забыв про многовековой «груз» ответственности. Его музыкально-театральные сочинения нередко доказывают это: к примеру, пару лет назад в соавторстве с коллегами он написал оперу не для голоса, а для оркестра («Галилео»), теперь – оперу в формате инсталляции, где записанные голоса исполнителей реализуются в режиме нон-стоп.

По замыслу автора, каждый, кто попадает в зал трансляции, невольно становится не просто участником действия, а его главным лицом – Одиссеем, который слышит голоса мертвых в Аиде. Звучащий текст Димитриса Яламаса, неоднократно повторяемый и разбиваемый на отдельные фразы и слова, представляет собой поэтические монологи героинь древнегреческой мифологии – Алкесты, Иокасты, Кассандры и Эвридики (солистки хора Электротеатра – Екатерина Андреева, Мария Меньшенина, Татьяна Перевалова, Алина Горина). Это осколки речи девушек-теней, которые пытаются описать свое состояние перед смертью (упала я, разбилась на мелкие части / кровью пишу по стенам камеры своей), рождаются из музыки вздохов, полушепота, сдавленного дыхания, стонов, бормотаний, всхлипов – и тут же исчезают в небытие. Синхронное воспроизведение видеопроекции на шести экранах символизирует и танец теней, и нечто бессознательное, увиденное сквозь закрытые веки. Безусловно, усиливая ощущение ирреальности и странности происходящего. 

Курляндский словно говорит, оперная традиция движется не подтверждением себя, а нарушением себя, – его четырехканальная композиция бросает вызов жанру drama per musica и операм на мифологический сюжет, а также показывает, как в 2019 году можно интерпретировать, переосмыслять, пересочинять оперу, не боясь замахнуться на «святое».

Трансляция «Некийи» составляет один час, но каждый может находиться в «Аиде» неограниченное количество времени, а то и вовсе его беспрепятственно покидать. На выходе из темной комнаты «Одиссея» ждет увлекательное путешествие в залах КЦ Вознесенского – новейшем современном пространстве, которое отражает жизнь и эпоху поэта посредством видеовизуального контента (мультимедиа, инсталляции, интерактивные арт-объекты) и вместе с тем располагает к музыкальным экспериментам. Услышать оперу-инсталляцию Дмитрия Курляндского можно до 12 мая в дни работы центра. А для тех, кто захочет пережить эту историю онлайн или самим выбрать последовательность монологов, «Некийя» будет доступна на сайте лейбла Fancy Music. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Способны ли андроиды на ревность

Способны ли андроиды на ревность

Наталия Григорьева

Фильм-обман про роботов, которые в очередной раз вышли из-под контроля

0
869
В МДМ прошла презентация московской версии легендарного мюзикла «Шахматы»

В МДМ прошла презентация московской версии легендарного мюзикла «Шахматы»

0
317
Кино в эпистолярном жанре. В прокате – немецкий фильм «Любовь между строк»

Кино в эпистолярном жанре. В прокате – немецкий фильм «Любовь между строк»

Наталия Григорьева

0
1912
Деррик Борте: "Рассел Кроу – профессионал, о котором мечтает любой режиссер"

Деррик Борте: "Рассел Кроу – профессионал, о котором мечтает любой режиссер"

Наталия Григорьева

Автор фильма "Неистовый" рассказал о том, как снимал известного актера в роли злодея

0
3048

Другие новости

Загрузка...