0
5095
Газета Культура Печатная версия

30.03.2021 17:34:00

Исторический музей представил гравюры Дюрера из Брешии и впервые – из своей коллекции (+ФОТО)

Меланхолия на площади Революции

Тэги: выставка, альбрехт дюрер, меланхолия, исторический музей


выставка, альбрехт дюрер, меланхолия, исторический музей Графика Дюрера под пристальным взглядом журналиста на открытии выставки. Фото РИА Новости

Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры» открывает цикл «Сокровища музеев Италии в Историческом музее». Из Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии привезли 120 оттисков, включая хрестоматийно известные серию «Апокалипсис», «Адама и Еву», «Меланхолию», серии Страстей и т.д., и дополнили декоративно-прикладным искусством, монетами той эпохи и дюреровскими оттисками из самого Исторического музея (ГИМ). Как-то так вышло, что этого гимовского Дюрера экспонируют впервые.

Печатная графика Дюрера – это, конечно, не его рисунки, но Дюрер есть Дюрер, а главное, на выставке показан сюжет с подделками (кураторы – Наталья Углева от ГИМа и Андрей Близнюков, профессор истории искусства в Академии изящных искусств города Фоджа), и уже один этот ход выводит показ из жанра «новые гастроли хорошо знакомого старого» на другой уровень. Итальянский мастер Маркантонио Раймонди, известный на всю Европу, в частности, гравюрами с произведений Рафаэля, повторял опусы Дюрера, игнорируя авторские права. Дюреровская серия «Жизнь Марии» полностью была издана в 1511 году, – но уже за пять-шесть лет до того Раймонди скопировал 17 листов. Используя менее трудоемкую технику, проставив номера эпизодов, которых не было в оригинале, но оставив монограмму Дюрера, предприимчивый итальянец получил судебный иск от автора. Однако все, чего добился тогда Дюрер, – запрета впредь использовать его монограмму. Но доходило до смешного: в ГИМе хранится оттиск уже 1514 года, выполненный с дюреровского «Волынщика» мастером, имени которого история не запомнила. Там простодушно воспроизведена монограмма знаменитого немца, но в зеркальном развороте. AD при жизни мастера стали знаком качества, «бренда Дюрер», и копировали эту монограмму примерно так же, как сегодня на поддельных изделиях пишут названия известных брендов с ошибками.

Появление знаменитой дюреровской монограммы (в старом искусстве мы ведь помним не так много подписей, а его AD каждый знает чуть не с детства) даже на гравюрах свидетельствует о том, что этот вид искусства обрел большую значимость. Есть, например, рисунки Леонардо и есть графика Дюрера – те случаи, когда этот вид искусства равноправен «старшей сестре» – живописи.

Хотя «Жизнь Марии» показана сейчас в копиях Раймонди, видно, что рука – не дюреровская. Если угодно, эти оттиски грубее. Одновременно на выставке появляется другой сюжет, связанный с тиражностью графики самого Дюрера. Тиражность тиражностью, но есть оттиски лучшего качества и есть менее четкие. Это видно, если сравнить «Меланхолию I» из собрания ГИМа с привезенной из Италии.

О том, как гравюры Дюрера оказались в Историческом музее и почему прежде не выставлялись, хранитель выставки Залина Тетермазова рассказывает так: «Мало кто знает, что у нас есть больше 5000 листов западноевропейской гравюры. Среди них – семь гравюр Дюрера, которые сейчас показаны в экспозиции. Они происходят из собраний рубежа XIX–XX веков. Это коллекция Петра Ивановича Щукина (брата Сергея Ивановича Щукина. – «НГ»), оттуда пришло четыре гравюры, среди которых выделяется, конечно, знаменитая «Меланхолия I». Если сравнить наш оттиск с «Меланхолией I» из Брешии, то в ГИМе он более блеклый, чуть более поздний, хотя тоже XVI века, но сделанный уже с более стертой доски. Это свидетельствует о том, насколько популярны были гравюры Дюрера уже в XVI столетии. Еще очень важно собрание историка и археолога Прасковьи Уваровой, супруги первого директора Исторического музея Алексея Уварова: лучший по сохранности и по качеству лист в нем – «Святой Иероним в келье». В этих случаях речь идет о дореволюционных поступлениях в собрание музея. Еще две ксилографии поступили в ГИМ из Музея революции СССР, куда попали из Румянцевского музея. Удивительно, но этот фонд не изучался. Выставка во многом стала побудительным мотивом повнимательнее посмотреть, что у нас есть. Хранитель этой коллекции Елена Козлова о них знала, но у нас не было повода их показать или опубликовать». На вопрос «НГ», весь ли фонд западноевропейской гравюры разобран, Залина Тетермазова ответила, что эта коллекция, где есть работы Рембрандта и Гойи, еще изучается, то есть там еще могут быть открытия.

От «Адама и Евы», через будничные зарисовки, с одной стороны, и обращения к античности, с другой, через Страстной цикл, все приходит к Апокалипсису. Этот путь основатель бюро PLANET9 Агния Стерлигова аранжировала, отталкиваясь от мотивов гравюр – планета из «Меланхолии», валежник как примета цикла жизни природы и соответственно человеческих трудов, лучи нимбов, ставшие на выставке тонкими блестящими нитями, наконец, коридор входа-выхода, оформленный в виде золотистой решетки, отсылающей и к геометрической структуре (Дюрер, как известно, был и теоретиком, и значение геометрии и пропорций для него трудно переоценить), и, возможно, к сетке штрихов, из которых формируется изображение.

Северное Возрождение – культура не только эстетически изысканная, сплавляющая интерес к классике с немецкой остротой взгляда, видящего не идеализированное, а харáктерное и даже страшное, но и внутренне сложная, многоуровневая, подобная ребусу. Конечно, это не самая крупная выставка Дюрера, особенно если помнить, что в Альбертине до пандемии успели провести его большую ретроспективу. Конечно, оттиски великого немецкого мастера есть в Пушкинском музее, который даже запустил отдельный сайт о своей коллекции немецкой гравюры. А все-таки на теперешней выставке снова и снова осознаешь, что рассматривать эти листы можно бесконечно, что они, со всеми их панорамами и мельчайшими деталями, вдруг засасывают, как воронка, иногда – как пучина, где копошатся демоны да всадники Апокалипсиса. Фантазировать на темы Страшного суда североевропейское искусство умело мастерски еще со Средневековья.

«Меланхолия I» – один из самых трудных ребусов Дюрера, породивший много трактовок. Она входит в серию особо ценных «Мастерских гравюр», где «Рыцарь, Смерть и Дьявол» представляют деятельный образ жизни, «Святой Иероним в келье» олицетворяет интеллектуальный труд созерцательного modus vivendi, а «Меланхолия» – творчество. Меланхолию связывали с действием черной желчи, и, как писал историк искусства, один из основоположников иконологии Аби Варбург, «одним из методов воздействия являлась духовная концентрация, с ее помощью меланхолик мог преобразовать свое бесплодное уныние в озарение человеческого гения». Возможно, циркуль в руках Меланхолии как один из атрибутов семи свободных искусств – как раз намек на необходимость интеллектуальной концентрации. Сюда же примешивалась магия звезд, вернее, противостояние вредного влияния Сатурна и благотворного – Юпитера. На гравюре Юпитер замещает магический квадрат с цифрами. А если вернуться к ассоциации Меланхолии с творческим гением, то цифра I в заглавии гравюры, возможно, объясняется тем, что само по себе воображение в искусстве считалось первой, низшей в иерархии этой самой творческой гениальности ступенью. Выше стояли разум и дух.

Но сколько ни разгадывать оттиск, слава которого пропорциональна его сложности, многие сходятся в том, что Меланхолия – автопортрет художника. В общем-то, не только тогда. Это собирательный образ. 

  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры
  • Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Отложенные судьбы. В Галеев-Галерее рассказывают истории московских художников 1920–1940-х годов

Отложенные судьбы. В Галеев-Галерее рассказывают истории московских художников 1920–1940-х годов

Дарья Курдюкова

0
1242
 Выставка. Шедевры Русского музея. "Смолянки" Дмитрия Левицкого

Выставка. Шедевры Русского музея. "Смолянки" Дмитрия Левицкого

0
874
Москва уже борется за право принять Экспо-2030

Москва уже борется за право принять Экспо-2030

Татьяна Астафьева

Возможности и самые яркие проекты российского мегаполиса представлены на Всемирной выставке в Дубае

0
1773
Современное искусство Европы наконец-то добралось до Новой Третьяковки

Современное искусство Европы наконец-то добралось до Новой Третьяковки

Дарья Курдюкова

Сумма различий на зимнем пути

0
1676

Другие новости

Загрузка...